Я все пыталась сформулировать для себя, что же критично не так в новой трилогии вообще и в девятке в частности, что ее сгубило, и, кажется, поняла: в попытках угодить всем сразу они так разбросались, что не получилось ни одного цельного понятного архетипичного образа, кроме трагичного заколдованного принца Кайло Рена, но и того убили без должного пафоса и катарсиса. Это же не артхаус, образы и посылы должны были быть простыми и понятными. Вот в старых фильмах у нас были архетипы: авантюрист-контрабандист, циничный снаружи и добрый внутри, прекрасная героическая принцесса, деревенский дурачок, который на самом деле окажется избранным и спасет мир, старый мудрый учитель с прибабахом, раскаивающийся в своей главной ошибке отшельник, коварный злодей-манипулятор, оступившийся воин света. В приквелах разнообразия арехетипов было поменьше, но образы тоже были четкие, каждый мог себе выбрать героя по душе, а остальное добиралось сеттингом. А в новой трилогии всех старых персонажей убили, но ни одного нового, кроме антигероя Кайло Рена/Бена Соло, нормально не дали.
Вот Финн - он кто вообще, в чем его смысл как персонажа, какие функции он несет, кроме diversity? Как перебежчика, перешедшего на светлую сторону, его не раскрыли. Как комичного спутника главного героя тоже. Паладином света он не стал. Романтическим интересом тоже. Из грязи в князи не вышел. Зачем он был в сюжете, кто он и что он? Кто будет себя отождествлять с этим нелепым сантехником и почему? Он никому не интересен. И даже ветку Роуз, которая хоть немного его оживляла, откатили.
По - в седьмой части он героический дерзкий пилот, в восьмой - наглядный образец того, как не надо геройствовать, и болезненно взрослеющий лидер, в девятой внезапно бывший контрабандист с сомнительным прошлым. Так кто он все-таки и зачем был? Себя с ним будут отождествлять мальчики, которые хотят быть похожими на... кого? Ни на героя, ни на лидера, ни на авантюриста он не тянет, не рыба, не мясо. Он будет нравиться девочкам, которые любят... кого? Харизматичных чернявых латиносов? Слэшерам, которые в мечтах будут подкладывать его под других столь же бессмысленных персонажей? Ну так себе фанбаза, на такой далеко не уедешь.
Рей как героиня получилась скучной и неинтересной. Обтряхнула песок Джакку с подошв, лишилась непосредственности и флера обозленной одинокой выживальщицы и техно-гика из седьмой части, перестала быть похожей на загнанного в угол голодного зверька, одновременно и хрупкого и опасного, лишилась женственности и искренности, приобретенных в восьмой части, ее история потеряла интригу и загадку, и стала Рей - кем? Внучкой Палпатина? Отличный образ. Все девочки, конечно, хотят быть внучками зомби в капюшоне, и все мальчики о таких мечтают. Джедай из нее как из г-на палка, извините. Нервная система не та.
И даже Хакс и Фазма, у которых был очень приличный потенциал как у персонажей, с отличной визуальной составляющей, из которых можно было бы сделать конфетку, были в итоге затерты бессмысленно и беспощадно, сюда же и рыцари Рен, которые будоражили воображение с 7 части (отдельная боль, что не сыграли видения Рей из 7 фильма).
Совершенно очевидно, что новая трилогия все равно не зашла бы сорокалетним фанбоям. После седьмой части у меня было четкое ощущение, что франшиза перезапущена для привлечения девочек, и седьмая-восьмая часть на это работали, и свою фанбазу собрали, еще как. История "Красавицы и чудовища", образ мятущегося заколдованного принца, плохого мальчишки, которому надо немного любви, Ромео и Джульетта в космосе, в сочетании с дикой харизмой и сексуальностью Драйвера (для тех, кто постарше) - это старо как мир, но работает безотказно, и работало на новую трилогию. Но и это они в конце смазали и побоялись довести до ума, оттолкнув и фрустрировав всю новую, преимущественно женскую, фанбазу, которую триггернул Драйвер. Можно было не делать хэппиэнд, но Драйвер актерской игрой тянул на своих плечах все три части, и если бы акценты в финале были смещены на него и его историю, а не на картонную и потерявшую всю индивидуальность и харизму Рей, фильм был бы совсем другим. Если хотели делать фильм для женской аудитории, надо было не так заканчивать. Если хотели делать детский фильм не нужно было всех этих полутонов, намеков и символизма в 7-8, от которого у половины девочек старше 12 слабеют колени и учащается сердцебиение. Если хотели делать фильм-ностальгию для фанбоев, не надо было экспериментов с diversity и пляски на костях старых персонажей. Мандалорец же вот вполне укладывается в формат семейного фильма для детей и фанбоев, все довольны. И образы понятные, и посыл, и сюжет.
Совершенно непонятно осталось в итоге, что за историю они хотели рассказать в новой трилогии, кому, о ком и о чем. Кто все эти люди и зачем они были.