А можно вас попросить написать развёрнутую рецензию на эпизоды, или это слишком большая наглость?
Ну-с, приступим к классической трилогии...
Великий комбинатор чувствовал себя в положении хирурга, которому предстоит произвести весьма серьезную операцию. Все готово. В электрических кастрюльках парятся салфеточки и бинты, сестра милосердия в белой тоге неслышно передвигается по кафельному полу, блестят медицинский фаянс и никель, больной лежит на стеклянном столе, томно закатив глаза к потолку, в специально нагретом воздухе носится запах немецкой жевательной резинки. Хирург с растопыренными руками подходит к операционному столу, принимает от ассистента стерилизованный финский нож и сухо говорит больному: «Ну-с, снимайте бурнус».
Итак вернёмся в 1977 год.
«В Галактике бушует гражданская война. Корабли повстанцев, нанеся удар с тайной базы, одержали первую победу над жестокой Галактической Империей.
Во время сражения шпионы повстанцев смогли добыть секретные чертежи супероружия Империи — ЗВЕЗДЫ СМЕРТИ, укреплённой космической станции, обладающей достаточной огневой мощью, чтобы уничтожить целую планету.
Преследуемая зловещими агентами Империи, принцесса Лея летит домой на своём корабле, везя с собой украденные чертежи, которые могут спасти её народ и вернуть свободу галактике…»
Что могло броситься в глаза зрителям первого эпизода (и что практически не бросается в глаза нам сейчас) - эстетика.
Как выглядела фантастика и тем более космоопера в те годы?
Примерно вот так:
Или даже так:
Не говоря уже о так...
(Простите, не удержался, пройти мимо этого кадра было просто невозможно
)
Но вернёмся к нашим... э-э-э... джедаям.
Итак первым новшеством ЗВ на тот момент стало введение новой эстетики. Будущее стало ржавым, местами мрачным и вообще на смену диско приходил панк... Пройдёт очень немного времени и киберпанк с постапокалипсисом гордо займут своё место в образе фантастического будущего. Но это будет позже.
Тем не менее уже по этому показателю, равно как и по обилию довольно реалистично на тот момент изображённой техники ЗВ резко выделялись на общем фоне. Конечно по нынешним временам перестрелка в начале "Новой надежды" с нарисованными бластерными разрядами и клубами розового дыма вполне тянет на диско-вечеринку, тогда это было свежо, ново и драматично.
А наличие в фильме мечей и принцесс ещё не превращало его в экзотическое эпик-фентези. По меркам классической космооперы ЗВ весьма техногенны и суровы.
Собственно и "оперности" поначалу там довольно мало.
В отличие от получивших развитие в Расширенной Вселенной тенденций (поддержанных и приквельной трилогией) мир первых фильмов отнюдь не кишит ситхами и джедаями, устраивающими разборки на световых мечах на каждом углу. Джедаи и ситхи там - туманная легенда, в которую далеко не все верят, а к лайтсайберам они прибегают только в самом крайнем случае, трактуя его не как "универсальный ключ" для любой проблемы, а скорее как ритуальный символ своего статуса. Оби-Ван спокойно отдаёт совершенно необученному Люку (и даже не знающему что такое вообще Сила) лайтсайбер Анакина - именно как сувенир на память, в первую очередь (возможно и с задней мыслью во вторую, но всё же).
Кстати о Люке и старте - по слухам, Лукас планировал несколько дополнительных эпизодов на Татуине - например как он с друзьями наблюдает с поверхности за атакой имперского корабля на корабль Леи... Возможно их наличие сделало бы завязку не столь железобетонно прямолинейной, но временной формат сеанса никуда не делся - весь фильм нужно уложить в заданный метраж.
Кстати о прямолинейности - сквозная тема, проходящая через первую трилогию - это борьба с системой. Повстанцы, эвоки с одной стороны и нарастающая, подавляющая любую свободу Империя с другой.
Сейчас этот мотив не слишком популярен, а у нас в нём и вовсе нередко видят отражение Холодной войны и всё такое.
Но мне представляется, что дело в другом. Лукас родился в 1944. Угадайте сколько ему было в 1968? Сейчас мы уже не слишком помним США 70-х. Сытые и достаточно благополучные 80-90е заложили в нас образ заплывающей жиром страны-победительницы, а нулевые добавили образу имперскости.
А ведь 1977 это ещё совсем иное время. Когда хиппи, Вудсток, движение чёрных за свои права, левый терроризм в Европе и война во Вьетнаме это очень недавнее прошлое, а отнюдь не "история XX века". Собственно я полагаю, что бунтарский пафос того времени (и ЗВ - не единственный пример) это реакция на вполне себе внутриамериканские и внутризападные проблемы, и вполне себе общественный мейнстрим (который достигнет апогея в панк-движениях 80-х). Приплетание сюда Холодной войны - всё же некоторый элемент нашей мании величия, хотя во втором и третьем фильмах определённые реминисценции разглядеть и можно. Тем не менее, американская молодёжь того времени отлично могла видеть "Империю зла" и в собственных политических тенденциях, а не обязательно по эту сторону океана. Собственно сцена "мы тут всяких дроидов не обслуживаем" в Татуинской кантине вполне себе отсылка к расовым проблемам в самой Америке.
Но хватит о политике. Лучше о той самой татуинской забегаловке, где, если присмотреться, отметились чуть ли не все ключевые виды алиенов Вселенной ЗВ, включая некоторых, которые мне даже потом не попадались.
Вообще ограничения кинематографа сильно поспособствовали избыточной гуманоидности населения одной далёкой галактики - на тот момент снять какого-то совсем уж нечеловечного инопланетянина было проблематично. Тем не менее на общем фоне кинофантастики разнообразие и причудливость инопланетной разумной жизни тоже выглядело замечательно.
В целом "Новая надежда" - очень достойный боевик и по меркам конца 70-х настоящий прорыв в области спецэффектов и кинофантастики.
"Империя наносит ответный удар".
Мне этот фильм изначально запомнился меньше, во многом потому, что при обилии экшна, там не очень много именно отдельных событий. Хотя бронемамонты, конечно, иконичны и символичны.
Я бы даже сказал, что этот фильм - классика космической баталистики, как ни крути...
Наконец явление мастера Йоды и совершенно каноничное киноцитирование уже кун-фу боевиков в части "мастер и ученик". Опять же бессмертное "Я твой отец, Люк"
Да и чисто эстетически второй фильм классической трилогии мне по большому счёту больше всего нравится - шикарные пейзажи, колоритные характеры, драматические сцены. Да и сама фантастика выглядит, как бы это сказать, не столь "реквизитной". Пересматривая сейчас никак не могу избавиться от параллелей с Бондианой тех лет. Я бы сказал - почти квинтэссенция киноэстетики начала 80-х в области "большого развлекательного кино".
В общем и сценарий стал заметно менее прямолинейным и ожидаемым. В "Ответном ударе" достаточно много внимания уделено характерам, их развитию и отношениям между ними, в отличие от первого фильма, где из-за обилия действия характеры были даны схематично, а взаимоотношения пунктирны.
Глядя с более взрослых позиций - наверное наиболее значимый и качественный из фильмов трилогии.
"Возвращение Джедая" возвращает нас к экшену и экзотике. Вызволение Хана Соло из лап (педипальп, псевдоподий или что там у него) Джаббы, дикари с камнями и палками сокрушают военную машину империи, самая эпичная дуэль на световых мечах, сам Император "Не влезай, убьёт" Палпатин собственной персоной и финальные пляски эвоков вокруг костра (под довольно бодренькую музыку, позволю себе заметить).
В общем эффектные саспенс и катарсис, крутые повороты сюжета и весьма лихой экшен. Отношений и психологии существенно меньше, чем в предыдущем, но тоже есть.
Единственное, что чуть огорчает - фильм практически целиком состоит из хеппи-эндов к историям, начатым в предыдущих, что делает его чуть избыточно пафосным, если смотреть в отрыве от остальных. Чего, я бы не рекомендовал - это именно концовка саги, а не отдельный фильм.
В целом пока как-то так.