Попробуйте
"Окклюменция" - фанфик про то, как "Гарри больно приложился головой (в фигуральном смысле), и у него отшибло эмоции, зато включило мозги" (с).
Ого, спасибо, отличная идея))
Я ни к кому не обращаюсь, просто процитировала, как пример отношения к делу.
Во-первых - никто не думает обижаться
Ребята, а зачем вы вообще открыли книжку, написанную про и для детей в возрасте 11-17 лет?
Дальше я отвечу к этому и ко всему, что далее. Наверное, я не совсем точно сформулировала свою мысль. Не помню, называла ли я Поттера тупым, но даже если называла - имела я в виду не столько интеллектуальный уровень, начитанность, iq, или что еще, а всего лишь отношение к собственной жизни, проблемам, которые в ней возникают и характеру их решения. Когда училась в школе, я часто занималась с отстающими учениками, и с тех времен еще уяснила для себя, что никогда не нужно судить человека по первому впечатлению, вешать ярлыки и относиться презрительно к тем, кто производит впечатление, скажем так, не очень умных людей. Потому что я так и не встретила ни одного реально тупого ребенка или подростка. Были те, кому учеба давалась тяжело, и дальше они делились на тех, кто бился головой о стену, заучивая наизусть правила или целые уроки, но все еще ничего в них не понимая, и тех, кто просто забил и занимался тем, что нравится и получается, а все остальное пускал на самотек. Так вот, я много времени убила на тех, кто не понимал, но все равно учил, и осознала, что нифига они не тупые, они все прекрасно знают, просто не могут в этом разобраться. Нужен человек, который поможет им упорядочить ту огромную кучу малу, которую они наворотили у себя в голове. Я даже эксперименты ставила, вместе с ними решала задачи, не подсказывая ни одного решения, просто задавая им правильные вопросы в правильном порядке. Потом они уже самостоятельно могли решить аналогичные задачи. Это индивидуальный подход, и наша система образования под него не заточена. Но дети-то не виноваты.
Теперь про Гарри, возрастной рейтинг книги и его отношение к проблемам. Я вполне понимаю, что книга, изначально рассчитанная на детей и наверняка на гораздо меньшую и узкую аудиторию, может включать детские, наивные реакции, шутки, сюжетные ходы. Когда я читала первую книгу, я была настроена очень оптимистично, потому что понимала, что именно я взяла. Но проблема не в детской наивности. Мы с вами не так давно в сериальной теме коснулись Наруто, вот на сравнении его и ГП я поясню свое отношение в целом. Наруто - 13-15 лет. Гарри - 11-17. Это примерно одна возрастная ниша. То есть оба произведения рассчитаны на детей и подростков, с поправкой на разницу в культурах западной и азиатской. С одной стороны мы имеем Наруто - не очень умного (прямо скажем, если не больше) начинающего ниндзя, тоже, как и Гарри, сироту, у которого было трудное детство, за плечом у которого одиночество, обиды, неудачи, в том числе в учебе. С другой Гарри - сирота в доме тетки, ненавидимый ее семьей, то же одиночество, неудачи, хотя с учебой все не так плохо было, как я поняла, не совсем уж последний. Наруто начинает с того, что ему становится еще хуже - он узнает о демоне внутри себя, осознает причины ненависти к себе. Но этот импульс толкает его в сторону "Вы ненавидите меня, но я
докажу вам, что вы не правы, я
стану сильным, даже если сейчас я слабак, я
заставлю вас полюбить меня". Это его отношение к жизни было задолго до раскрытия тайны о Девятихвостом. Он не обижается, не плачет, не злится. Он принял того, кем является, и старается изо всех сил стать лучше. Это позиция сильного человека, у которого есть стержень. Так ли важно при этом, как он учился в школе? В итоге он становится сильным. Там был еще другой пример - Ли, у которого не было вообще изначально никаких преференций, который начинал с самого дна, даже не с нуля, а с отрицательного значения.
Теперь Гарри: детство его не удалось, как и у Наруто, хотя ненавидят и унижают его главным образом только члены семьи. Есть, например, миссис Фигг - пусть дом ее и пропах кошками и кабачками, пусть она кормит Гарри черствыми кексами, но она, очевидно, все-таки хороший человек. Выбирать-то, как бы, не приходится. Кто еще есть в жизни Гарри? С одноклассниками он не дружит, потому что они "поголовно трусы". В итоге, Гарри ненавидит время, проведенное в доме миссис Фигг, и даже не может пожалеть ее, когда она ломает ногу. Почему? В ее доме плохо пахнет и эта старая кошатница достала его фотками своих кошаков и черствыми кексами. А потом он спокойно переносит в доме Хагрида несъедобную еду, странные запахи, подозрительных питомцев. Странно. С другой стороны, старая кошатница против великана, умеющего творить чудеса, неравный бой)
Потом на Гарри - БАМ - внезапно сваливается счастье. Он особенный, уникальный, знаменитый, у него больше наследство, он уезжает в совершенно другую школу и становится волшебником. При этом Гарри совершенно ничего для этого не делает. Именно то, о чем мечтают все дети. Да, здесь есть тема мученичества. Вот, Гарри страдал-страдал эмоционально и немного физически и дострадался, получил награду "за доброе сердце". Ок.
Дальше идет наклеивание ярлычков на первогодок в школе с пометками "благородный храбрец", "заучка", "трудолюбивый тормоз", "сволочь". Все, ребята. На семь лет. Изменения, внутренний рост, прогресс? Нет, не слышали. Потому что я вижу тебя насквозь, все твое нутро
Дальше все это дело запирается в четыре кастрюли и настаивается на медленном огне в течении семи лет. То есть ты можешь стать - умнее в Когтевране, еще трудолюбивее в Пуффендуе, еще сволочнее и мерзотнее в Слизерине и еще благороднее и храбрее в Гриффиндоре. И не смейте заплывать за буйки.
В течении семи лет Гарри, находясь в компании доблестных лоботрясов, совершает многочисленные скоропалительные подвиги, нарушая общие для всех правила, получает за них многочисленные награды. При этом он в курсе, что как бы пятки уже подгорают, и Волдеморт скоро проснется - уже не дремлет - вот-вот придет. Но пока он еще не тут, можно поиграть в квиддич. Потому что Гарри итак настрадался, а учиться много вредно, так даже ученые говорят.
Проблема-то не в интеллектуальном уровне, не в наивности или возрастном пороге. У нас есть два примера, и мне лично ближе пример Наруто. Да, есть поправка на культуру, японцы вообще очень трудолюбивая нация, и тема противостояния труда таланту у них популярна. С другой стороны, в западной культуре популярна тема мученичества, скромности, благородства. Но когда я, каждый раз читая Гарри Поттера, ворчала себе под нос: "Когда же ты возьмешься за ум?", я не имела ввиду внезапное преображение Гарри в интеллектуального гения. Мне бы хватило того, чтобы он пошел в запретную секцию, как он ходил ради Фламеля, или даже в самую обычную, без ночных вылазок, и набрал книг по Защите от темных искусств, чтобы понять, наконец, природу того, с чем ему придется рано или поздно иметь дело. Или подошел к Флитвику, или Дамблдору, или кому угодно и сказал бы: "Знаете, меня хочет убить темный волшебник. Я не хочу оказаться не готов. Дайте мне, пожалуйста, совет, какие заклинания мне нужны, как их выучить, или погоняйте меня, если есть время". Даже в Гарри Поттере был еще один пример - профессор Снейп, в девичестве Принц-полукровка, баловался творческим отношением к магии, изобретал заклинания, был пытливым, любопытным. У него были очень серьезные проблемы, его гнобили, издевались и травили. Для него это стало толчком к новым "изобретениям", пусть и озлобленным. Близнецы Уизли, не имея за спиной дышащего в ноздри-щели Волдеморта, умудрились произвести целую россыпь любопытных волшебных предметов. При этом они оставались абсолютными лоботрясами. У них тоже был свой стимул.
Почему же я никак не могу отвязаться от этих книг? Чудесный живой мир. Интересная ситуация, которая дает такое огромное пространство вариантов. А то, что детские и наивные - так это концепция такая была изначально. И все-таки интересно, как оно было бы, случись все по-другому.