Пожалуй напишу некое подобие отзыва на части 1-22, 1-8 я читал сильно раньше, 10-21 внезапно для себя пере/прочитал целиком в связи с мафией.
Мне нравится МакКрей как писатель, Червь как роман - сильно меньше. Возможно дело в моём отношении к главной героини, возможно не только, кажется уже в этих частях заложены основные недостатки.
Из плюсов романа однозначно стоит выделить способность автора прописывать второстепенных персонажей, вводить их в сюжет, делать интересными и писать главы от их лица - собственно, лучшие из глав романа как раз являются дополнительными.
Действительно чувствуется, что на ранних этапов десятки других персонажей могли играть роли главных героев или злодеев.
На мой взгляд, выбор в итоге пал на самую невзрачную из них.
В Рое решительно нет ничего, кроме крайне безликого характера, который становится ещё более безликим, если знать, что её способности позволяют ей закачивать её эмоции в её рой, делая всё хладнокровие на поле боя абсолютно ничего не стоящим, а так же, что вся её агрессивность - тоже едва ли большее, чем результат наличия сил.
Сопливая история про буллинг по гамбургскому счёту выглядит невзрачно, если учесть, что сама Тейлор с довольно ранних арок вытворяет вещи куда хуже, чем делали к ней, по отношению ко всем без разбору.
Из жертва буллинга Эммы Тейлор превратилась в миньона Сплетницы, Эммы-в-кубе, и любое моральное оправдание со стороны Тейлор исчезает как минимум с момента ограбления банка.
Активность Тейлор как протагониста крайне низка, ибо по сути её приходится тащить вперёд двумя плот девайсами: Сплетницей и Диной Алкотт. На самом деле, далеко не только двумя, но эти две созданы специально для тащения Тейлор.
Сплетница обладает одной из самых плохо прописанных сил в сеттинге (на пару с Контессой), и подобно Контессе, хотя и в меньшем объёме, её сила по сути является получением информации напрямую от автора, ибо логически выводы Сплетницы почти никогда не возникают из сведений, что есть у неё на руках.
Это примерно как мышление Шерлока в последней серии последнего сезона одноименного сериала, где возможные предположения выдаются за логические заключения, потому что так нужно для продвижения сюжета.
Из-за этого воспринимать Сплетницу достаточно сложно, хотя её характер с предысторией достаточно интересны.
Четверо оставшихся Неформалов на мой взгляд являются упущенными возможностями, хотя в целом мне все они нравятся: Рейчел, Алек, Брайан, Айша
Где история на ранних этапах реально блистает, так это в создании интересных антагонистов и прописыванию начальной ситуации в городе (не случайно ей посвящена большая часть фанфиков). Ланг и Бакуда - прекрасные и интересные злодеи для своего места в сюжете, Империя - могущественные злодеи, с которым протагонистам приходиться объединяться на раннем этапе против Ланга, ну и герои. Либо отматершие от долгой борьбы в неравных условиях и потому довольно суровые (Оружейный Мастер), или юные энтузиасты типа Вики, которая сразу будет бить в полную силу и не будет сдерживаться. Добрых полицейских в городе нет.
Левиафан пришёл и всё испортил.
При том, что арка с Левиафаном фанатами считается одной из самых лучших, я думаю не случайно, сюжет большинства фанфиков после неё умирает.
По моему, Левиафан оборвал ветку борьбы злодеев за город на самом интересном месте. Протекторат слишком пострадал, чтобы им сопротивляться, а в Кайзере Червь лишился следующего правдоподобного злодея. Потому что чувствуется, что планировалось с ним сильно больше, чем в итоге получилось.
На этом фоне ветку с Бойней я воспринимаю довольно скептически. За всем хайпом, по гамбургскому счёту Бойня избавила Броктон-Бей сразу от трёх крупнейших и самых жестоких банд (Барыг, обоих осколков Империи), просто подарив Неформалам и Путешественникам (по сути Выверту) контроль над городом за просто так.
А разговоров было...
Нет, сцены с Ампутацией внушают ужас, но остальные? Сибирь мощна, но с героями она всегда лишь играет, её мощь внушает трепет только во флэшбеке Александрии, где Сибирь сразу атаковала, отбросив игры. Джек - отдельный разговор, Ожог откровенно была недостаточна раскрыта, Птица-Хрусталь - раскрывается только в удалённой главе, Маннекину в сюжете хтонически не везёт (а в его истории злодеем явно является Симург, а не он сам), Краулер - более комедийный персонаж, чем серьёзная опасность, а Душечки везёт ещё меньше Манекина
Выверт... Его главным противником является Сплетница, а Тейлор - так, в довесок, что в целом делает всю эту линию крайне, крайне скучной.
Арка с Ехидной из этой части романа - пожалуй наиболее интересная для меня часть, где сходятся многочисленные линии, и давшая червю первого по-настоящего трагичного антагониста.
СПОЙЛЕРЫ для Сильфрены
После Ехидны, в пределах Броктон-Бея интересного антагониста для Тейлор МакКрей так и не сможет создать, Валефор и Мясник будут практически сразу слиты, и я бы назвал это двумя упущенными возможностями: кейп, которого сам Баланс назвал опасным, и Мясник, один из страшнейших паралюдей.
Где-то тут чувствуется, что автор уже не может писать, и хочет арку в Броктон-Бее закончить, и мы получаем слив Александрии.
Каким образом кейп, которая летает быстрее Легенды (слова Доктор Мамы во флэшбеке Легенды) и танкует атаки Губителей умирает от того, что насекомые успевают забить ей лёгкие, я не поверю никогда.
Никакие объяснения про игру в жёсткого копа, провоцирующего атаку меня не убеждают
В целом, меня правда не покидают ощущения, что в роли протагониста оказалась худшая кандидатка из возможных. С другой стороны, то, что большинство побед Тейлор не заслужены и выданы ей исключительно необходимостью сюжета, а к власти над городом её по сути приводят Левиафан и Девятка, выбившие ей всех реальных противников, остаются большинством читателей незамеченным, и создают образ крутой злодейки и "королевы эсклации", который едва бы сложился, будь протагонистом Карлос из Стражей