Дома-знаменосцы безусловно были магнатами в рамках старых Семи Королевств, каждое из которых образовывало отдельное политическое сообщество. После Завоевания, однако, произошло объединение аристократии в рамках континентальной империи, в том числе и принудительное, как в случае Старков и Арренов. В период ранних Таргариенов до самого Танца Драконов вполне просматривается политическое доминирование региональных магнатов при пассивности Великих Домов. Завоеватель опирался на Талли и Баратеонов, новые дома, получившие гранд-лордство из его рук. Мейгора поддерживали в основном малые дома королевского домена, и эта узость политической базы, в итоге, стоила ему короны и жизни. Джейхерис, по видимости, вообще решил делать ставку на безродных выдвиженцев и иностранцев, держа дистанцию со знатью.
Джейхейрис был слабым королём при сильнейших магнатах - Ланнистерах и Хайтауэрах, открыто не платившем ему налоги, Арренах, чей педофил глава дома мог в открытую потребовать от Джейхйериса его дочь в жёны и получить её(!), Баратеонах, получивших моральное осуждение за две или три попытки государственных переворотах, и Старках, в противовес королевскому указу сохранивших Право Первой Ночи на Севере.
Джейхейрис мог строить дороги для лордов на свои же деньги, чтобы они богатели и были ещё более независимыми, получая деньги из Королевской Гавани, превратившейся в хороший торговый хаб. А так его сборник законов никто даже не открывал судя по тому, что после него все лорды продолжили судить в своих владениях по принципу хотелок их левых пяток. Завершилось его правление символически, когда страдающий Альцгеймером Джейхейрис говорил с вооображаемой Сейрой, а Великий Совет за него выбирал ему наследника и выбрал даже не имеющего дракона Визериса, чтобы тот точно не правил, а только царствовал.
Великие Дома в этот ранний период играли, пожалуй, меньшую роль, чем их знаменосцы. После свержения Мейгора объединёнными силами Баратеонов, Талли и Веларионов не произошло никакого возвращения гранд-лордов во власть.
Гранлорды как правили у себя до Эйгона, так и продолжили править. Север за 300 лет не особенно изменился. Аррены измельчали и почти вконец вымерли, совсем скатившись перед Ройсами, Мартеллы больше не могут хвастаться ни гордостью, ни независимостью, а глотают все обиды что от Айронвудов, что от Железного Трона.
Запад и Штормовые земли как и были самыми централизированными регионами, так и остались.
Зато Железные Острова без Хоаров стали ещё одним централизированным регионом. Правда только за счёт Вече. Вече объединяет.
Единственным влиянием Таргариенов в масштабах всей страны и власти гранлордов в андальских регионах, было уничтожение веры. Вместо того, чтобы как нормальные европейские монархы опираться на церковных феодалов в борьбе со светскими, или хотя бы маневрировать, инцестофилы жгли всех, кто не любил инцест. Как результат, единственный противовес феодалам был уничтожен.
В Просторе, это скорее ослабило Хайтауэров и дало Тиреллам начать выходить из тени.
В Речных Землях и до этого были хаос и раздробленность, и потом остались.
В Централизированных Западе и Штормовых Землях, видмо, земли церкви либо прибрали себе гранлорды, либо хотя бы поделили поровну, но там ничего заметно не поменялись.
Зато в Долине Вера должна была быть хорошим противовесом и старобожникам Ройсам, и горным кланам. Как результат её вымирания, на 300 год от З.Э. за власть в Долине борятся старшая ветвь Ройсов, чьё лидерство признали почти все дома Долины, с младшей ветвей Ройсов, при поддержке последнего Аррена, у которого ни одного настоящего замка не осталось (!), и нет своих собственных людей (!), при поддержке денежного миллионера Бейлиша с номинальной поддержкой столицы и робкой поддержкой Графтонов и Корбреев.
В общем, влияние Таргариенов на регионы было настолько мало, что они продолжали вариться в собственном соку, и каждый развивался в своём направлении.
Даже решающая роль Великих Домов на завершающем этапе Танца не изменило расстановки сил: в столице заправляли Рованы, Пики, Мандерли и неизбежные Веларионы. И отнюдь не как представители своих непосредственных сюзеренов.
В столице заправлял Пик, а потом Мандерли. Рован был номинальной десницей при правящих лиссенийцах, а Веларион - источником проблем с нулём решений.
С учётом того, что за пределами Королевской Гавани и королевского флота у совета Регентов не было вообще никакой власти, это история исключительно о том, как Пик, лиссенийцы и Мандерли боролись за контроль над городом на восточном побережье и за доходы от местной торговли. Мандерли представлял Браавос (ближайший город к Белой Гавани, и кредитор его сюзирена Старка), и Браавос и победил, и даже позорное увольнение Мандерли ничего не изменило.
Веларион и Рован были пешками лиссенийцев, но те проиграли Браавосу на других фронтах.
Пик представлял Простор, но в Вестеросе быть патриотом Вестероса кармически плохо.
Возрождение Великих Домов и их политического влияния, скорее всего, происходило в период между Танцем и Первым Восстанием, причём неизбежно за счёт их знаменосцев. Судьба последних показательна:
Между Танцем и Первым Восстанием
Хайтауэры из почти королевского дома, стоявшего в шаге от власти над Вестеросом, скатились до богатого, но провинциального дома на отшибе,
Последний десница из Хайтауэров был при Недостойном. Первый Десница из Тиреллов появился в только 300 году от З.Э. Хайтауэр командовал королевскими силами во время Войны Девятигрошевых Королей. До ухода Лейтона в башню Хайтауэры играли ключевую роль в политике, а Тиреллы до роста амбиций Мейса и его выхода на глобальную политическую арену с коронацией Ренли, были провинциальным домом.
С учётом того, что Мейс женат на дочери Лейтона, его амбиции временно объединились с амбициями Хайтауэров. И то, Мейсу приходится удовлетворять их желания (лоббировать для них новые владения по результатам битвы на Черноводной, куда они даже не послали солдат), только за счёт родства.
Веларионы из господ Узкого Моря стали хозяевами нескольких скал с сугубо формальным наследственным статусом адмиралов,
Да. Но Веларионы получили статус господ Узкого Моря только за счёт того, что завоевавшие Вестерос Таргариены его забросили, по сути не занимаясь доменом на драконьем камнем вообще. Эйгон туда вернулся только в старости. Эйнис вспоминал о нём ровно два раза: когда захотел подарить в виде титула сыну, и когда ему пришлось уносить ноги от бунтующей толпы фанатиков. При Джейхейрисе использовался как дача для его секс-утех, как дача Рейны, не занимавшейся делами вне острова, и пустовал всё правления Джейхейриса до его старости, когда стал местом, где живёт пославшая короля нафиг королева.
Вот и Веларионы и возомнили себя господами Узкого Моря по итогу этой сотни лет, хотя по праву это титул того, кто сидит на ДК.
Вот когда Станнис занялся доменом Драконьего Камня нормально, оказалось что уровень его централизации до завоевания... Возможен даже без драконов. И Веларион, гордый, знатный, будет покорно служить и молиться Красному Богу, если прикажут.
Живы, и даже в браке с кем-то из Ланнистеров. Может ещё живы их амбиции, а может это только пасхалка, кто знает
Мандерли потеряли связи со столицей,
Только потому что бездраконьи Таргариены зависли на уровне средних лордов, и даром Мандерли не сдались. Мандрели как вассал сильнее Болтонов, и только многоуровневые комбинации Русе позволили ему временно над ними возвыситься, и то только номинально.
В ВПК Мандерли не посылает людей Роббу под абсурдным предлогом защиты Севера от Железнорожденных ( Мандерли на другом побережье континента!), и внаглую отжимает владения у соседей Хорнвудов, пославших всех людей Роббу как порядочные вассалы, и за это поплатившихся. И это вассал с самым
Для сравнения, Даже Русе Болтон оставил на Севере только гарнизон в 600 человек.
В общем, в Вестеросе намного выгоднее быть вассалом плохим.
Мандерли немного усмиряется, только когда его сына берут в заложники, и даже обещает отказаться от Хорнвуда, но когда
Рейны и Тарбеки уничтожены,
Ну, Запад единственный нормальной централизованный регион после Тайвина. Но он и до этого был умеренно централизованным. В Танец, несмотря на полную катастрофу, Кастерли-Рок сохранил полный контроль над регионом. Сравните с Севером в ВПК, который посыпался после одного болезненного укола в спину, и поразитесь.
Ройсы поставлены под контроль Орлиного Гнезда,
Ха-ха-ха.
Орлиное Гнездо ещё не отдали Ройсам только потому что его пришлось оставить пустым на зиму. А вот Зимние Врата, главный замок Арренов, уже отдали.
Лорд Ройс стоит во главе Хартии, которую вместе с ним подписали основные лорды Долины. Эти шесть лордов контролируют её основные военные силы.
Аррены не контролируют вообще ничего. Лиза контролировала только Гнездо, горную резиденцию, которая не может давать людей, чтобы отправить их на войну.
Исторические противники Ройсов и союзники Арренов, Кобреи, после Танца ещё добравшиеся до брака с Рейной и поста Лорда-Протектора (пустого, но символически важного), скатились до уровня браков с купеческими жёнами ради денег.
Возможно, хвати Эйрису мозгов не казнить хотя бы Ройса, Восстание могло бы пойти по-другому.
Айронвуды усмирены и приведены к покорности Мартеллам,
Ха-ха-ха. Скорее наоборот. Мартеллы усмирены и приведены в покорность Айронвудам
Два кейса:
1) Мартелл имеет наглость спать с любовницей Айронвуда. С любовницей! Не с женой!
За это он должен драться на дуэли чести с оскорбленным Айронвудом!
Это ещё не такой абсурд, как Эйгон Недостойный казнящий любовницу за измену ему, но из этой же серии
2) Когда после дуэли чести из-за любовинцы(!) Айронвуд умирает, Мартеллам приходится в виде компенсации отдать Айронвудам заложника.
Кто тут реальная сила, а кто номинальный принц очевидно.
Рованы и Редвины надёжно привязаны к Тиреллам.
Рованы ходят на задних ролях с непонятными планами. Редвины бросают Тиреллов когда хотят (не поддержали Ренли), ничего от этого не теряют, а Оленна Редвин не перестаёт показывать, что считает дом её мужа и сына(!) выскочками стюардами, регулярно унижая своего сына (!), лорда Простора(!), а тот никак не может её остановить.
Редвины и Тиреллы связаны, но Редвины регулярно показывают, что считают, что Тиреллы, их сюзирены(!), статусом ниже их.
Из старых знаменосцев политические амбиции сохранили лишь Фреи, Болтоны и Флоренты. И то скорее всего потому, что в прошлых конфликтах они принимали ограниченное участие и никогда не выдвигались на передний план.
Из старых знаменосцев амбиции потеряли только те, кто вымерли, и Пики, потерявшие два замка из трёх. И в конец разорившиеся Корбреи, но и тут сир Лин может ещё погулять напоследок. И Веларионы, но их резкий рост - результат только раздолбайства и расточительства Таргариенов в их исторических владениях. Все остальные, кто выжил, до сих пор амбициозны как никогда
Если посмотреть на командный состав воюющих сторон в Танец и сравнить его с аналогичным составом в Войну Пяти Королей, разница будет разительной. Да чего там с Танцем, даже по сравнению с Восстанием Баратеона, когда некоторые знаменосцы активно выступали против гранд-лордов, ВПК выглядит как разборка внутри очень узкой прослойки. Факт в том, что ВПК стала первой гражданской войной, в которой все гранд-лордства выступили как консолидированные единицы, возглавляемые Великими Домами. Исключения в виде Фреев и Болтонов лишь подтверждают общее правило.
В Танец умеренно централизованно выступили Север, Запад, Долина и Штормовые Земли. И Железные Острова.
В ВПК умеренно централизованно выступили Север, Запад и Штормовые Земли. Речные Земли пытались, но после коронации Робба разбежались. Долина совсем печально. И Простор. Север в итоге развалился.
В общем, замена шатко централизованной в Танец Долины на шатко централизированный Простор, который развалится в Ветрах как Долина развалилась в Регенство.
В Танец, против своих гранлордов напрямую никто не выступил. Талли и Тиреллы ничего не решали, зато все остальные регионы воле своих гранлордов подчинились. Даже Талли под самый конец что-то сделали, правда, когда самых умных с обеих сторон уже подрезали. И то им понадобился Веларион с драконом для стимула вассалов.
В общем, все кроме одного (Простора), или все кроме двух. В начале все кроме двух, в конце все, кроме одного.
В ВПК, вначале объединенно выступили все. Но потом речные лорды разошлись зашищать каждый свои владения по одиночке, на Севере Мандерли зажал все свои силы, потом Болтоны-Фреи, Красная Свадьба, Хартия в Долине...
В общем, в начале все, потом все, кроме двух, потом...
В общем, если по результатам Танца гранлорды удержали свою власть, а кто-то благодаря удаче даже слегка укрепил(Талли), а вот в 300 году всё грозит развалится к чертям.
С Простором в ВПК интересно. Даже номинально, никогда не все вместе. Редвины не поддерживают Ренли, после смерти Ренли, Редвины поддерживают Ланнистеров, а вот Флоренты и Фоссовеи уходят к Станнису. Хайтауэры не посылают никого из своих ни к Ренли, ни на Черноводную. И укрывают Флорента от Мейса.
При этом, Мейс старается делать хорошую мину при не лучших данных, и демонстрировать единство региона. Он не наказывает ни одного из вассалов за неправильные выборы, а наоборот, получает для них награждения или прощения, стараясь покупать их лояльность (кроме Флорентов). Фоссовеям - брак с Гарланом, Редвинам - пост мастера над кораблями, Хайтауэрам немного новых земель.
Это можно назвать единством при хорошей погоде, когда за единство всех награждают. В Ветрах, когда у Тиреллов дела станут плохи, всё может развалиться как карточный домик.
За триста лет, прошедших с Завоевания, система вестеросской аристократии развернулась на 180 градусов.
За триста лет, прошедших с Завоевания, система вестеросской аристократии вообще не изменилась, хотя локальные расклады где-то изменились в другие стороны, но только из-за региональных особенностей, и в абсолютно разные направления.
С этой точки зрения, Восстания Блэкфайров можно рассматривать как последнюю отчаянную попытку теряющих власть знаменосцев вернуть ранне-таргариенскую систему и ослабить Великие Дома. Провал этой попытки предопределил усиление Великих Домов и конечный крах династии.
При ранних Таргариенах, Великие Дома и прочие супер-магнаты были такими же сильными как и при поздних, с изменениями только из-за региональных специфик. Возможность краха династии была заложена, когда Завоеватель не дал Таргариенам нормального домена, Эйнис и Мейгор вместо того, чтобы опереться на Веру, поссорились с ней (Эйнис) и уничтожили её (Мейгор), Джейхейрис не сделал ничего в последний период, когда это можно было изменить, ничего, чтобы создать нормальную систему управления, а без драконов Таргариены вообще были обречены, и продержались так долго только из-за раздробленности в самих регионах, низкой заметности их власти из-за её слабости (овчина борьбы с другими гранлордами за их место не стоила выделки, бедный Роберт слишком поздно понял, что гранлордом быть лучше, чем королём), и определенной доли везения и авторского произвола.