Не заглядывала под спойлеры, поэтому, возможно, выскажусь не в тему.
Человеку, а хотя бы и группе людей, создать полностью цельный непротиворечивый вторичный мир не под силу, это неподъемная задача, и, к тому же, лишенная смысла, если мы говорим об искусстве в современном его понимании.
Даже признанный гений миропостроения с зелеными солнцами Толкиен Дж., всю свою немаленькую жизнь сочинявший Арду, не обошелся без лакун, противоречий, логических дыр и просто нераскрытых аспектов занятий человеков в виде той же экономики, не входившей в спектр его интересов.
Внутренне стройная вселенная для работ не в жанре реализма, безусловно, важна, но не менее значимо что, собственно, хочет нам поведать автор в этом сеттинге, какими вопросами или ответами поделится, насколько выбранная им форма повествования увлекательна, а история персонажей отзывается в сердцах зрителей или читателей.
"Атака титанов" по всем этим критериям получит наивысшие баллы. Вряд ли сегодня кого-то впечатлит очередной лозунг "война это плохо, дети", зато увиденное глазами главных героев падение стены Мария зацепила многих,
а повторение этого кошмара в Либерио через много лет, с выросшим мальчиком Эреном в качестве "демона"-агрессора - ужасает и потрясает куда сильнее. История, начавшаяся как треш-приключалово классического аниме-боя, оказалась вообще не про то, но не стала менее захватывающей, скорее наоборот, да и зрители уже заглотили крючок, далеко не уплыть.
До сих пор пребываю в восхищении от количества слоев в этой матрешке и от продуманности подачи информации. А герои!
Казалось бы глубоко эпизодический Гриша Егер, существующий на заднем фоне первых серий потому, что должен же у главного героя быть какой-то отец, постепенно, через флешбэки его растущих сыновей становится сложнейшим персонажем, про которого легко можно написать роман уровня "Войны и мира" на пару томов. Причем представить старшего Егера можно любым значением спектра от злодея до жертвы обстоятельств (истина, как обычно, находится где-то посередине или является сразу всеми этими величинами одновременно). То, как мы узнаем его тщательно продумано, сначала мы смотрим на Гришу глазами Эрена в возрасте лежащем между "папа и мама - боги" и "родители устарели, я все сделаю лучше", и он не представляется чем-то интересным, затем узнаем его как обычного человека, много пережившего и наделавшего кучу трагических ошибок, повлиявших на судьбу целых народов. Может, он кругом не прав, но масштаб личности сложно отрицать. Выросший Эрен человечность своего отца понимать не захотел, а может, уже не смог, трагедия одной семьи, горе целых стран, череда неверных выборов родителей, пудовым молотом падающая на головы их детей. Один аспект истории. Другая грань образа скромного врача в сочинении "Роль отца в формировании экстремистского мировоззрения Зика и Эрена Егеров" классическое "бойтесь своих желаний, они могут исполниться". Плюс поступь рока, предопределенность, невозможность оживить раздавленную бабочку и отменить начатые ее смертью процессы. Гриша мечтал воспитать сына как оружие мщения ради идеи "сделать Илдию великой снова" - Гриша сделалЬ,
только вместо гордости и радости испытал ужас, горе и раскаяние
И так абсолютно любого можно разбирать, начиная от Ханнеса "роль маленького человека в жерновах истории" до Райнеров с Эренами, что одновременно и жертвы войны, и её демоны разрушения. Если очень вкрации и грубыми мазками.
Жаль, конечно, что Исаяма не придумал объяснение
многоножке, прицепившейся к первой Имир, но хуже его история из-за этой недосказанности не стала.