Я нашла длинную статью на тамблере, под названием Cursed Rulers: Parallels Between Auberon & Emhyr, она правда, ну очень длинная, больше 12 страниц, кому интересно:
тык Плюс статья про параллели между Кагыром и Эредином:
тык
Приведу отрывки первой статьи, переведенные на русский, все перевести-это как-то тяжко
, которые показались мне интересными:
"Держава - это все.
Отец Эмгыра с ранних лет прививал своему наследнику понимание того, что нет ничего важнее интересов государства. На троне должна быть кровь семьи вар Эмрейс. Фергус так и не отрекся от престола, ни после пыток, ни даже после того, как его сын превратился в ежа-мутанта у него на глазах. Любовь к своему ребенку не помешала Фергусу заставить его сына страдать в интересах власти и королевства. Так формируется осколок льда в сердце Эмгыра. Ауберон, в равной степени, «думает об Англии», когда пытается вернуть наследие своей дочери и восстановить власть своего народа… Ставки для Ауберона были бесконечно выше, чем для династической борьбы Эмрейса. Но что изменит ответ на этот вопрос? В своих холодных сердцах эти персонажи видят себя связанными долгом.
Амбициозные и прославленные, они тем не менее занимают разные этапы своей жизни.
Амбиции Эмгыра горят ярко и свежо. Аубероновы превратились в тень прошлого, похороненные под тем, чему он был свидетелем и под тем, что он пережил, под жертвами, которые правитель приносит во имя власти. Эмгыр решает искать возмездия и власти сверх той, что выпала бы на его долю, если бы он принял свою жизнь как Дани (проклятого, жалкого Дани), принца-консорта Цинтры. Никогда не упуская из виду его цель, любовь и человеческое счастье становятся временными этапами и средством достижения цели, и Эмгыр возвращается в Цинтру только в форме пламени и смерти, чтобы преследовать свою дочь в безумных амбициях. Белое Пламя остается активным характером, жаждой жизни. Однако ни он, ни Ауберон не скачут галопом во главе своих армий, вместо этого они ведут их с тыла. У них есть лакеи для удаленного исполнения их воли (например, Кагыр и Эредин). Однако Эмгыр, как говорят, в остальном активно участвует в управлении своей империей, даже если многие революционеры, помогавшие ему взойти на трон, надеялись на то, что он останется лишь знаменем революции. Напротив, Король Ольх более или менее отошел от жизни и активной службы. В присутствии Аваллак'ха и Эредина Ауберон гораздо больше похож лишь на знамя, которым отказался стать Эмгыр. Конечно, Эмгыру еще предстоит принять множество решений, аналогичных тем, которые уже принял Ауберон, в том числе и в том, что касается свободы его дочери.
Сердце правителя.
Верил ли Эмгыр, что он сможет увидеть Паветту в Цири и таким образом добиться инцеста? Надеялся ли Ауберон, что в глазах «дочери» Лары промелькнет Шиадаль …? Как уже отмечалось, ни один из правителей не преследует свои планы из похоти, но поскольку похоть должна быть вызвана, чтобы действие принесло плоды, я не могу не задаться вопросом, что эти персонажи должны сделать с собой, чтобы следовать своим планам. Потому что любовь, которая требуется между женщиной и мужчиной для рождения новой жизни и надежды, в данном случае ненормальна. Тем не менее, несомненно, именно любовь играет огромную роль в определении возможной судьбы Эмгыра и Ауберона.
Говорят, что до появления фальшивой Цири у Эмгыра вар Эмрейса было множество дам при императорском дворе. Мало что известно о характере Оберона, но к тому времени, когда Цири начинает часто посещать его спальню, становится очевидным, что образ вдовствующего короля подходит эльфу как нельзя лучше; разочаровавшись в романтических развлечениях, он все еще знает о придворных интригах и ожиданиях, их окружающих.
…
Брак Эмгыра с Паветтой, матерью Цири, был несчастливым. По его собственным словам, он не любил «малахольную девку с постоянно опущенными глазами» и в конце концов велел бы убить бдительную Паветту. Непреднамеренно Эмгыр все равно стал причиной смерти Паветты.
…
После смерти Паветты Эмгыр преследует свою дочь до края земли, убивая ее бабушку, сжигая ее дом и отправляя Цири в изгнание, от которого она так и не оправится. Изгнание, убивающее в ней невинность; белоснежные пряди в волосах Цири — от травмы. Напротив, Ауберон, похоже, даже не знает, что стало с Шиадаль – его партнершей и матерью их дочери. На пороге смерти он путает Цири с Шиадаль и говорит: “Я рад, что ты здесь. Знаешь, мне сказали, что ты умерла.” Король Ольх вспоминает Шиадаль с нежностью, с той же любовью, с какой он вспоминает их дочь Лару. Лара, чье изгнание – добровольное или нет – убило ее.
Когда Цири было шесть лет, Эмгыр взял у нее прядь волос и хранил ее; из сентиментальности и для использования своими придворными чародеями. Одна из последних реплик Оберона, обращенных к Цири, включает в себя завязывание распущенной ленты обратно в волосы Лары.
Что касается их будущих невест, то оба правителя обременены фальшивками. Фальшивая Цири-Паветта и фальшивая Шиадаль-Лара. Но отношение Эмгыра и Ауберона к фальшивке диаметрально противоположное. Эмгыр считает фальшивую Цириллу «неограненным алмазом». Ауберон называет Цири «жемчужиной в свином дерьме, бриллиантом на пальце гниющего трупа». Для Эмгыра бриллиант - это сущность его бедной крестьянской* девушки. В то время как жемчужина в свином дерьме для Ауберона остается сущностью Цири. Ни один из правителей не может полностью игнорировать общественную бдительность, направленную на спальню правителя. Нильфгаардская аристократия осуждает идею «иностранной невесты»; это уменьшает их способность влиять на Императора. Социальный статус Цири в Тир–на–Лиа никогда прямо не упоминается, но присутствующие слуги-люди, которых читатель видит, исключительно женского пола, и небрежная ксенофобия со стороны самого Ауберона не затрудняют догадку.
*на сколько помню, автор тут ошибается, и ф.Цири не была крестьянкой, а была цинтрийской дворянкой, скорее всего, род у нее был скромный, м.б. даже очень скромный, ибо весь цвет цинтрийской знати был собран во время осады в башне, и там и погиб, но тем не менее.
Ауберон не может заставить себя полюбить Цири... Более того, Эмгыр в конце концов женится на своем государственном интересе и влюбляется в фальшивую Цириллу. На этом контрасты не заканчиваются. Настоящая Цири угрожает перегрызть Эмгыру горло за то, что он планирует сделать с ней (не зная, что он ее отец), но с Аубероном Цири становится покорной и привязывается. Она оплакивает труп Ауберона и клянется отомстить Эредину за убийство Короля Ольх. Ирония в том, что Ауберон никогда не собирался отпускать Цири, в то время как Эмгыр отпускает свою дочь на свободу. Осколок в сердце Ауберона никогда не тает. Это происходит у Эмгыра.
Во время своей последней встречи с девушкой оба правителя неявно раскрывают свое кровное родство с Цири.
Проклятые правители мира
…
Отсылка к сказке Андерсена о Снежной королеве очевидна. Эмгыр вар Эмрейс — Император, чье сердце было пронзено осколком льда. В саге легенда является эльфийской и относится к Зимней Королеве, которая проводит Дикую Охоту, путешествуя по земле, бросая вокруг себя твердые, острые, крошечные осколки льда. Чей глаз или сердце пронзен одним из них, тот погиб; они бросят все и отправятся за королевой, той, которая ранила их так тяжело, что это стало единственной целью и концом их жизни.
Есть два способа истолковать то, как Сапковский применяет легенду о Снежной королеве в саге. Во-первых, как дополнение к позиции автора, что в жизни, где большинство вещей — дерьмо, Святым Граалем является женщина, потому что именно любовь к женщине и надежда, которую внушает женщина, часто заставляет мужчин действовать непостижимым образом; любовь — великий мотиватор ... Почти такой же сильный, как смерть. Или больше?
«Я не хотел бы выдвигать теорию о том, что охота на дикую свинью была первообразом поиска Грааля. Я не хочу быть таким тривиальным. Я буду — вслед за Парницким и Данте — отождествлять Грааль с реальной целью великих усилий мифических героев. Я предпочитаю отождествлять Грааль с Олвен, из-под ног которой, пока она шла, рос белый клевер. …
Потому что я думаю, что Грааль — это женщина. Стоит вложить много времени и сил, чтобы его найти и обрести, понять. И в этом мораль.
- А. Сапковский
Swiat króla Artura. Maladie
В этом прочтении мы находим обрамление историй о Геральте и Йеннифэр, Ларе и Крегеннане, Аваллак'хе и Ларе и многих других. Включая историю самой Цири, поскольку Цири, в конечном счете, является Граалем автора во многих смыслах. Не одна сторона идет на все, чтобы добиться ее благосклонности под маской, которая включает в себя элементы любовных отношений, но не их суть.
Во-вторых, мы можем интерпретировать легенду в универсальных терминах: осколок льда - это определяющий опыт нашей жизни, который искажает реальность и заставляет всю остальную жизнь вращаться вокруг него тем или иным образом. Для Эмгыра таким опытом могла стать травма, пережитая в юности. Бескомпромиссная смерть Фергуса заставила мальчика рано пожертвовать личными чувствами ради дела и позволить единственному истинному чувству в его сердце навсегда остаться запертым за целями, для достижения которых правитель должен пойти на немыслимые шаги. Фергус не считал своего сына выше страданий ради дела, и сын усвоил урок. До…
В «Снежной королеве» Андерсена Герде удается найти своего брата Кая в замке Снежной королевы, но, несмотря на ее призывы, его сердце остается холодным, как лед. Только когда Герда плачет от отчаяния, ее слезы, наконец, растапливают лед и вынимают осколок из глаз и сердца Кая. В «Ведьмаке» осколок в сердце Эмгыра шевельнется первым, когда он увидит гневные слезы своей настоящей дочери. Во второй раз – благодаря фальшивой принцессе Цинтры; его бедный raison d’etat.
Это приводит нас к определяющему контрасту в историях Эмгыра и Ауберона и касается облегчения страданий тех, кто связан с вами кровью или любовью.
Вспоминая другой случай кровосмешения, в результате которого появилась Адда, мы можем вспомнить, что темерский король признает, что его дочь страдает, и настаивает на том, чтобы расколдовать ее, а не убить. Осознание того, что твоя собственная кровь, которая была брошена в этот мир страданий благодаря тебе, мучается, и таким образом, решение сделать что–то, чтобы облегчить эти муки, укрепляет веру Саги в непреходящую человеческую порядочность. Сам Геральт крайне раздосадован перспективой допустить, чтобы с Цири случилось то же зло, что и с ним самим, и делает все, что в его силах, чтобы предотвратить это (терпит неудачу, но во всяком случае, пытается). Здесь живет искупление человека, и в искуплении его возрождение.
…
Когда Эмгыр и лже-Цирилла прогуливаются по саду после Стигги, они проходят мимо скульптуры пеликана, расклевающего себе грудь, чтобы накормить своих детенышей своей кровью. Аллегория благородной жертвы, а также великой любви — как говорит нам Лже-Цири.
…
Трудно отложить нашу травму и не передать ее нашим детям… Возможно, отец Эмгыра не совсем ошибся, хотя в то время он был настроен на то, чтобы сделать своего ребенка продолжением самого себя…. Найдя в себе силы оказать дочери любезность, которую его отец Фергус никогда не оказывал ему - отпустив Цири на свободу - Эмгыр позволяет умереть той части себя, которая определяла всю его жизнь. Его цель перестает оправдывать средства. Он разрывает порочный круг на краю пропасти, к которой он их привел, и таким образом допускает возможность новых начинаний для себя и для Цири.
В некотором смысле, Лже-Цирилла и Эмгыр получают окончание, которое могли бы получить Цири и Оберон, если бы –
Если."