Фриц Лейбер, цикл "Фафхрд и Серый Мышелов"
Мечи и чёрная магия
Когда-то писатель Фриц Лейбер решил немного вывернуть жанр героического фэнтези, ещё до того как это стало мейнстримом. Может даже раньше Майкла Мурока и Карла Вагнера.
«Мечи и чёрная магия» по сути приквел цикла, состоящий из трёх новелл, не считая вступления. Написаны они уже после основной части цикла. Упомянутое вступление кратко обрисовывает мир, в котором будут происходить приключения двух главных героев.
Первой повестью является «Снежные женщины», где рассказывается о жизни Снежного клана, откуда родом один из двух главных героев цикла, Фафхрд. И вроде бы что интересного в северных варварах. Но в сборнике это самая любопытная повест.
У северян царит жесткий матриархат, держащий власть в ледяных тисках. Именно в ледяных, поскольку северные женщины владеют ледяной магией и готовы пустить её против мужчин, если те вызовут их неудовольствие. А раз в год начинается холодная во всех смыслах война. Когда к северянам прибывают артисты, чтобы устроить представление в Зале Богов. Северные женщины считают, что артистки возбуждают в их мужчинах непотребные желания, тут они одновременно правы и нет. Но суть в том, что жизнь северян полна жёстких условностей, где не допускаются шаги вправо или влево. И тут можно понять Фафхрда, которого тянет к цивилизации, пусть там и полно пороков. Но северные люди по сути ничем не лучше, просто менее хитрые и подлые. Но им тоже присущи пороки. А мать Фафхрда та ещё мегера, убившая мужа, задыхавшегося от условностей, от которых находил отдых в том что лазил по скалам. И готовая убить сына за его желание покинуть клан.
Но в уходе Фафхрда есть нюанс, ведь по сути он бросает свою девушку Мару, которая от него беременна. Понятно что это ошибка молодости, но данный червячок остаётся. Впрочем я не знаю, как к этому относился сам автор.
В конечном итоге Фафхрд бежит вместе с артисткой Вланой, попутно спасая её из одной неприятности. И так начинается история его как путешественника и авантюриста.
Второй повестью является «Грааль скверны», знакомящая с Серым Мышеловом. И может эта повесть написана лучше предыдущей, по сути она оригинальностью не блещет. Ученик чародея Мышелов мстит за смерть своего учителя местному герцогу Джарналу. И ещё по ходу повествования выясняет отношения с Иврианой, дочерью герцога. Ведь Ивриана трусиха, боящаяся своего отца тирана. И из-за этой трусости причинила вред своим близким, в том числе и главному герою. Собственно Ивриана и является тут интересной изюминкой, но потенциал её не раскрыт.
Что касается мести Мышелова, то он прибегает к чёрной магии. По сути прибегает ко злу, но кого сейчас этим удивишь? Может в своё время это было чем-то необычным, но сейчас такое часто встречается и в обычном героическом фэнтези. А уж в дарке так явление вообще банальное.
В третьей повести «Радушие по-Ланкмарски» происходит знакомство Фафхрда и Серого Мышелова. Они оба грабят людей из местного Цеха Воров и быстро находят в друг друге родственные души. Дальше они знакомят друг друга со своими подругами, Вланой и Иврианой.
У Вланы с Цехом Воров свои счёты, ещё в первой повести Фафхрд обещал ей помочь в её мести. Но сейчас он стал более опытным и понимает, что если сильно задеть эту организацию, то расплата будет неизбежной. Даже в другом городе не спрячешься, поскольку у организации длинные нити. Потому Фафхрд лишь осторожно грабит воров Цеха, не убивая. Что не нравится Влане, а варвар не знает что и делать. Ведь в своё время слово он всё же дал. Казалось бы это интересный поворот, развенчивающий сюжеты о противостоянии героев сильным преступным организациям. Но в итоге это сводится на нет.
Действия Фафхрда и Серого Мышелова не сойдут им с рук. И им придётся иметь дело с нанятым Цехом Воров колдунов. Печальная участь Вланы и Иврианы тут предсказуема. Странно тут то, как двое героев легко проникают в главное логово Цеха. Пусть первый раз объясняется хитростью, правда не слишком умной. А второй тем, что колдун своим колдовством всех воров напугал, и они попрятались по комнатам. Но в любом случае это всё равно нивелирует рассуждения о том, как чревато противостоять Цеху Воров. И это если ещё забыть, что в произведениях, написанных ранее приквелов, Цех Воров вовсе не был основным и каким-то серьёзным противником для двух героев.
И в итоге данный том на сегодняшний день представляет собой обычное героическое фэнтези, со слабым нарушением некоторых шаблонов. До того же «Элрика из Мелнибонэ» Мурока не дотягивает.
Мечи против смерти
Том начинается с повести «Круговое заклятие», кратко пересказывая приключения Фафхрда и Серого Мышелова вне города Ланкмар, в который они решили не возвращаться. Но путь приведёт их обратно, вопреки их желанию. Упоминаются тут колдуны Шильба Безглазоликий, и Нингобль Семиокий, которые вещают героям вернуться в ненавистный им город.
По этому рассказу герои странствовали три года, о чём можно было написать отдельный том. Но Лейберу это было не интересно, нужно было связать произведения цикла с приквелом. Зачем только было придумывать неприязнь Фафхрда и Мышелова к Ланкмару, когда там происходили многие приключения героев в ранних произведениях.
В общем «Круговое заклятие» скорее пролог, а как таковым первым произведением тома является «Драгоценности в лесу». Который ещё и по времени написания самый первый в цикле. И начинается всё как квест, где герои находят запись о башне с сокровищами, до которых не добраться. И не они одни, но суть не в этом. В ходе поисков Фафхрд и Серый Мышелов задались вопросом, зачем пряча сокровища, оставлять упоминание о нём. И как выяснится, не упоминание не одно, а их целя это заманивать авантюристов в ловушку. Оригинально то, что ловушкой окажется сама башня, поскольку это живой организм.
Следующим рассказом является «Дом Вора», где герои противостоят Магистру Цеха Воров Кровусу. Тот решил свести с ними старые счёты, упоминается что те убили его колдуна. Это и будет взято за основу для приквелов. Но в целом рассказ в духе типичной героики, где герои вляпаются в неприятности. Которые придётся преодолевать, в том числе и с помощью везения.
В «Чёрном береге» с Фафхрдом и Серым Мышеловом решило покончить некое загадочное зло. Гипнозом заставив проплыть к загадочному берегу, где им придётся сразиться с непобедимыми противниками. По атмосфере рассказ довольно близок к хоррору. Впрочем такое не редкость для героического фэнтези.
«Воющая башни» по структуре ещё больше походит на хоррор. И довольно любопытно по сюжету, призраки собак, преследующие за прошлое зло. И чтобы спастись, приходится скармливать им чужие души. И всё это читатель понимает из слов старика в башне, именно такая подача тут и нужна.
Следующее приключение будет в «Затонувшей земле». Герои путешествуют по морю, Фафхрд находит внутри пойманной рыбы необычное кольцо. А затем его пленят пираты, капитан которой одержим поисками затонувшей земли. Кольцо как раз оттуда, но есть намёк что это не просто случайное совпадение. Правда объяснение будет не ахти какое, но без него был бы полный рояль в кустах.
«Семь чёрных жрецов» довольно незамысловатый рассказ. Герои находят большой алмаз, который служил глазом для идола. И поклонявшиеся ему жрецы ринулись в погоню. Но разумеется это окажется не самой главной их проблемой. Кто-то будет сомневаться, что идол окажется не просто идолом? Единственным неожиданным моментом окажется разве то, что жрецов возможно окажется не семеро. Но это мало на что влияет.
И наконец в «Когтях из тьмы» Фафхрд и Серый Мышелов снова в Ланкмаре. И разумеется влипают в очередную заварушку. Ланкмар терроризируют птицы, которые похищают драгоценности. Готовые покалечить всех, кто им сопротивляется. С главными героями происходит ситуация, где вор украл у вора. Птицы отнимают у них украденное, но герои успели заметить, где те гнездятся. В башне забытого птичьего божества, чей культ собирается возродиться. Особых откровений тут нет. Тут замечу разве, что у героев будет встреча с ещё одним вором, который явно из Цеха. И вражды как-то будет незаметно, так что может появиться ещё один маленький вопрос к приквелу цикла.
«Цена забвения» написана в один год с приквелами. И тут уже упоминается гибель возлюбленных главных героев, Вланы и Иврианы. Их призраки преследуют Фафхрда и Серого Мышелова. И они, каждый по отдельности, заключают сделку с двумя колдунами. Мышелов с Шильбой Безглазоликим, а Фафхрд с Нингоблем Семиоким. Колдуны дают героям похожее задание. Что делает их соперниками.
Завершает том «Склад странных услад», в Ланкмаре появляется странный торговец, торгующий необычными вещами. И это тревожит двоих соперничающих колдунов, решивших отправить Фафхрда и Серого Мышелова справиться с проблемой. Однако последний попадёт под влияние загадочного торговца. И Фафхрду придётся справляться самому. Данный рассказ уже носит пародийный характер. В «Цене забвения» тоже есть подобные черты, только по времени он позже написан.
Мечи в тумане
Начинается сборник с рассказа «Облако злобы». Некий культ зла магическим образом вызвал туман, который должен подчинять различных злых головорезов. Чтобы те устроили в городе Ланкмар кровавую баню. Мотив всего этого незамысловатый, зло против зла. И вот туман находит головорезов, а последней его целью становятся Фафхрд и Серый Мышелов. Которые вовсе не ангелы, но подчиняться неведомой силе не захотели. И пришлось им сражаться. Вот так всё просто и незамысловато. Простенький рассказ в духе героического фэнтези.
Следующий рассказ несёт в себе яркие пародийные ноты. В Ланкмаре пути Фафхрда и Серого Мышелова разошлись. Последний вступает в банду, промышляющую шантажом многочисленных религиозных культов. И культов действительно много, все они стремятся в центральный район.. Одни продвигаются, других оттесняют. И вот Фафхрд становится служителем одного из самых запущенных культов, которым руководит некий Бвадрес. И поклоняется он Иссеку Кувшинному. Тут стоит сказать что в божества тут себе выбирают всякого рода мучеников, которых возводят в ранг святых. А после и божеств. Ну и ясное дело, на этой почве пути Фафхрда и Мышелова снова пересекутся. Весь рассказ отдаёт юмором от начала до конца. Эдакая весёлая сказка.
«Любовь их, стихия морская» рассказывает о том, что двое героев пустились в новое путешествие по морю. Сам рассказ охарактеризовать трудно, поскольку он имеет характер пролога. И начинается оно с рассказа «Без Морского Царя», где Фафхрд, воодушевлённый легендами, решил встретиться с жёнами Морского Царя. Ведь в море появляется множество входов, по которым смертные могут спуститься. Мышелов желание друга не разделяет, но ему ничего не остаётся, как следовать за ним. Активные действия происходят разве что под конец. И то это не баталии, а бегство из Морского Царства. Если рассматривать рассказ через призму всего сборника, то это походит на ещё один пролог, пусть и с самостоятельным сюжетом. И пролог этот довольно длинный, после которого идёт ещё и третий пролог под названием «Не в ту сторону». Тут главные герои желают снять проклятие Морского Царя и обращаются к колдуну Нингоблю Семиокому. А тот забрасывает их на древнюю Землю.
И вот после целых трёх прологов идёт основная повесть «Гамбит адепта», где герои оказываются в Средней Азии на нашей древней Земле. Там им придётся противостоять адепту Анре Девадорису, который на слал на них специфическое проклятие. История самого адепта и его сестры Ахуры довольно интересная, это хорошая часть произведения.
В самой повести будут свои неожиданности и повороты, правда для искушённого читателя ничего выдающегося не будет. Всё таки героическое фэнтези старого образца, пусть и в пародийном ключе. Шаблонов автор рвать не стремился.