в котором круто накололи со злодеем - а потом пустили заднюю
Тут проблема в том же, в чём проблема последней серии Игры Престолов. Если во время исполнения классического произведения прима обделается посреди сцены, это не значит, что постановщик театра — гениальный визионер, это значит только то, что у примы — диарея.
1) Ну дали нам один вотэтоповорот, к чему он привёл? Люди верили в особенную тайну происхождения Рей, потому что в прошлом эпизоде нам показали с экрана посвящённые этой тайне кадры. В оригинальной трилогии обманка была в том, что старый Оби-Ван струсил рассказать правду Люку про свой провал и падение его отца, и поэтому соврал ему. Но в новых фильмах нам соврал режиссёр, своей собственной камерой. С тем же успехом в 9 эпизоде всё происходящее может оказаться голограммой или сном собаки, и все такие
"о, вот это поворот, режиссёр показал фиг вам всем теоретикам".
2) Рей после этого вотэтоповорота сошла с классического пути героя? Если бы Кайло убил Рей в тронном зале, или если бы она перестала быть героем, или вовсе присоединилась к Кайло — это было бы круто. Нам бы показали, что легенда о Скайуокере устарела, и теперь добрым людям надо самим что-то делать ради галактики, а не ждать прихода спасителя. Но ничего не поменялось, история
Особенного Героя пошла дальше по накатанным рельсам. Мы просто увидели пародийную шутку:
"вы составили крутые теории о происхождении Рей? Фьють-ха, у неё нет происхождения, внезапно, да?". Это ничем не отличается от шутки Люка над Рей с веточкой, которую она приняла за Силу, или шутки Джонсона над Абрамсом, когда пафосная сцена встречи Люка и Рей из прошлого фильма закончилась комедийным фарсом. Джонсон высмеял "банальную" классику, а потом продолжил её снимать. Напоминает один
мем. С Мандарином вышло ещё нелепее — показать, что в фильме нет суперзлодея, а есть только нанятый беспринципным бизнесменом актёр, что оставляет безоружным главного героя, который умеет решать проблемы только силовым методом — это новаторство для супергеройского кино. Показать после этого что бизнесмен и сам суперзлодей, который довольно таки тупой, отстойный, неинтересный, и стреляет красными лучами ненависти из глаз — а) бессмысленно б) надругательство над персонажем Мандарина из комиксов, которого опустили совершенно просто так.
3) Пример работающей деконструкции мифа — Бегущий по Лезвию 2. После того, как протагонист понял, что он не избранный, он психологически надломился, принял что он не герой, пришёл к выводу что делать дальше, а потом побежал быстрее пустить себя в расход в рядовой стычке, и умер на пустой лестнице, пока где-то там избранные герои продолжают вращать мир вокруг себя, провоцировать важные события, и которым предстоит одолеть главного злодея уже без участия протагониста, который оказался разменной фигурой. Вот это деконструкция. А Райан Джонсон просто поржал с экрана над обманутым кинокомпанией зрителем, и показал своё невысокое мнение о работе, которую вынужден делать.