Мои аплодисменты Фабьену Франкелю, он украл эту серию, да и посвящена она была в значительной степени его персонажу. В рецензии на прошлую я жаловалась, что персонажа никак не раскрывают, ходит дуб дубом аки Джон Сноу в последних сезонах. Но оказалось, что все это было частью одной истории - истории человека, одержимого одной страстью. Возможно, он и сам не знал, что может настолько быть ей поглощенным, а оказалось, что может. Такие люди могут годами, десятилетиями и даже всю жизнь сдерживаться, ценой чего становится скудость внешнего проявления эмоций, но если им сорвало резьбу - это все, это конец, никаких границ, никакого стоп-слова, пощады никому не будет, и ему самому в том числе.
Страсть Кристона - добродетель. Не Рейнира, не должность королевского гвардейца сама по себе, а возможность носить белый плащ без боли в сердце или хотя бы снять его без стыда, искупив содеянное. К этому прибавляется и любовь к Рейнире, и да - определенная патология психического толка. Человек попроще (Харвин Стронг) или понаглее (Деймон) возможно и посокрушался бы чуть-чуть, но потом либо так решил из лимонов делать лимонад, либо эдак без особых рефлексий, максимум - "грех венцом прикрыть". Но ненормальность, даже некоторая психопатичность натуры сира Кристона проявляется в том, что он так не может. Для него не существует золотой или же серой серединки, либо все, либо ничего. Либо праведность любой ценой, либо всех убью и сам убьюсь. Собственно, очень понятно, почему он сорвался на свадьбе. Сначала Рейнира действительно предложила ему быть шлюхой (как бы никуда от этого не деться, опять же, человек не такой зацикленный тут же понял бы, как обратить это на пользу не для себя, так для государства, чему есть пример в самой серии), потом Джоффри Лонмаут целенаправленно подложил дровишек в костер. Понятно и почему он пошел самоубиваться - после такого ему жизни нет и не будет, даже страшно представить, в каком он черном отчаянии в этот момент находится. Претензий про способ убийства не понимаю - классическое римское "упасть на меч", никакое сэппуку тут ни при чем. Понятно и что в дальнейшем будет объединять его с Алисентой - она такая же зацикленная на том, чтобы поступать правильно и, по сути, после многих лет при дворе, уже будучи королевой и матерью двоих детей (и предположительно беременной третьим) она впервые встречает человека, который не манипулирует ей, как отец, не предает ее, как Рейнира, не равнодушен к ее внутреннему миру, как муж, а разделяет ее взгляд на мир, это связка попрочнее любой страсти.
Лонмаута, кстати, вообще не жаль - циничное 鱼дилище, не будь это убийством гостя на свадьбе, все бы только спасибо сказали за избавление принца-консорта от такого фаворита.
Интересен выход лорда Вариса, то есть, прошу прощения, Лариса. С одной стороны, нам дают полюбоваться на криповую харизму Мэтью Нидэма, показывают, как аккуратно он подходит к основному предмету разговора через разговоры о цветуечках (то ли Алисенту он считает здесь редкостью, то ли себя самого, впрочем, дядюшка в дальнейшем также связывает ее с растением. даром что в зеленом), зато саму интригу проворачивает не слишком ловко, даром что начинающий. Впрочем, на Алисенту подействовало. Очень надеюсь, что нам в дальнейшем покажут его мотивацию, один из самых интересных персонажей Танца, как ни крути.
Сватовство на Дрифтмарк неприятно резануло своей краткостью, а Корлис слишком уж вы屄ывается. Понятно, что вроде бы может себе позволить, но может - не значит обязан. Зато Рейнис в свободной домашней блузе и штанах - прекрасна, прямо настоящая книжная героиня, и ее стремительная как истребитель Мелеис - ей под стать (жаль, показали мало). Зато ужасно интересно будет во второй раз разглядывать все эти бюсты, шлемы, статуи и раковины, память о путешествиях, внимание к деталям, все это очень радует, как, кстати, и то, что Веларионы носят не только стандартное сине-зеленое, но и коричнево-золотое, что хорошо сочетается с цветом кожи и волос.
А вот разговор Рейниры и Лейнора мне показался одним из лучших вариантов заполнения лакун в книжных текстах. Почему Рейниру это обязательно должно было шокировать после того, как она увидела в борделе двух мужиков, отсасывающих друг другу? Не говоря уже о гобеленах, бгг. Девушка явно в курсе разнообразия человеческих сексуальных пристрастий, а вот кто ей слил, что Лейнор не би, а чистый гомо - уже другой вопрос, подозреваю, что любящая кузина. Жаль толкьо чудесную реплику про рыбу выкинули. Разговор, который она правильно инициирует как старшая по возрасту и статусу, честное соглашение, полное взаимного уважения и стремления выполнять свой долг в предложенных обстоятельствах - в Рейнире после сумасбродства прошлой серии наконец-то проснулись черты будущей королевы, видимо, все-таки, чай не только избавил от нежелательных последствий, но и остудил горячую голову. Лейна, кстати, очень классная - яркая, харизматичная, характерная девушка, ничего удивительного, что она прямо на пиру принялась окучивать Деймона, жаль, момент не совсем удачный, Деймон успеет оценить ее чуть позже
Рейнис и Отто совершенно верно, хоть и по-разному, говорят об опасностях правления. Рейнис отлично опускает мужа с небес на землю, напоминая, что чем выше ставки - тем выше и риск, в том числе для их единственного сына, который вряд ли родит своего собственного. Отто тыкает пальцем в небо и нагнетает, но ведь правда же, не дурак он и понимает, что после смерти Визериса начнется грызня, а что он так давит на Алисенту - тоже понятно, Визерис уже выглядит как стоящий одной ногой в могиле, хотя проживет еще долго.
Алисента - это было второе вау в этой серии. Наконец-то она вышла из тени отца и начала принимать собственные решения, одно из которых ее явление на пиру. Это пока не заявка на вражду в чистом виде, но явное постулирование того, что Отто, может быть, и отослали, но дом Хайтауэров все равно здесь, и его дочь помнит свой долг. Я рада, что из затюканной девочки, которая страдает глубоко внутри, она наконец начинает превращаться в игрока и присваивать в реальности тот статус, которым до того обладала больше по имени. Не устану хвалить Эмили Кэри, как шикарно она отыгрывает сначала потрясение, потом сердечную боль, смятение, и наконец, как в ней начинает прорезаться холодная властность. Замечательная трансформация минимумом инструментов.
Центральная сцена всей серии, занимающая едва ли не половину хронометража - это пир. И здесь я безоговорочно хвалю Клэр Килнер. Так передать напряжение, так грамотно чередовать общие планы с акцентами на детали, так подогревать напряжение через казалось бы такое радостное событие, как свадьба, и такие невинные занятия, как танцы (интересная хореография, кстати, тоже приятно. в ИП, кажется, ни одного бала вообще нигде не было) - это прям топчик, чувствуется рука мастерицы. Визерис нервно режет каплуна(с) одной рукой (вторая уже явно парализована), Деймон крутит в руках какую-то корочку, Алисента смотрит на всех так, словно хочет сжечь диким огнем, Веймонд ест мясо, Лейна ест глазами Деймона, Харвин и Ларис обсуждают гостей, Джейсон заливает вином раненое самолюбие, Лионель незаметно, но внимательно наблюдает за всеми и так далее. В саундтреке очень не хватало "Рейнов из Кастамере", но и без них в принципе обошлись. Напряжение нарастает, нарастает... И взрывается жестоким убийством, а развязка - скомканный быстрый брак при погашенных свечах посреди недоеденной еды и луж крови на полу. ИМХО, тут режиссерка переборщила, все же ни одни короли мира так не женятся, даже если очень торопятся ,к тому же, мы не понимаем ,чего так сильно испугался Визерис - то ли того, что сам не доживет, то ли того, что Деймон действительно украдет невесту в лучших традициях Гайдая (впрочем, этот смог бы).
Между Деймоном и Рейнирой по-прежнему полыхает, только теперь девочка еще и зла, остра на язык и может отплатить дядюшке той же монетой - распалить его воображение издевательским предложением похитить ее, хотя по всему видно, что это просто троллинг, но Деймон, как и следовало ожидать, мгновенно вспыхивает, как от драконьего огня. Промедли Коль еще секунду-другую - возможно, и правда бы утащил, и никто бы ему был не указ. Кстати, кто там жаловался в основной теме, что Деймона слишком обеляют? Вот ,пожалуйста, хладнокровно убил жену, заманив в простейшую ловушку - смотришь на небо, будто ждешь дракона, всадница нервничает, за ней лошадь, и вот уже бамс! Леди Рея на земле. осталось нанести удар милосердия. ИМХО, зря так упростили, в книге все-таки была хоть какая-то интрига, а тут, если он и не планировал ее прямо убивать сознательно, то без зазрения совести воспользовался ситуацией.
Кстати, по поводу толчеи с избиением Джоффри - я пересмотрела некоторые моменты еще раз. Гвардейцы не стояли столбом, а пытались продраться через плотную толпу запаниковавших гостей и при этом их не покалечить, потом все застыли в ужасе, глядя на мертвого Джоффри, гвардейцы, видимо, все еще пробивались, под это дело Коль вышел. Почему никто не пошел за ним и не взял под стражу - это да. это вопрос и большой жирный ляп.
Между прочим, Стронги в этой ситуации четко сработали, прям загляденье и красота - правда, зрителю будет так же сложно понять, что после десятисекундного эпизода, в котором Харвин раскидывает кулаками толпу и спасет Рейниру аки Пес Сансу, последовали десятилетние отношения, увенчавшиеся рождением троих детей, так и то, что из полуминутного разговора Деймона и Лейны, инициированного последней, получится то же самое.