Начиная читать данный роман, лучше сразу понять, что это не про сюжет, не про персонажей — всё это вторично. Вся книга посвящена тому, чтобы описать город Нью-Кробюзон и немного дать представление о мире, где он находится.
Повествование начинается с интерлюдии от лица Ягарека, принадлежащего к народу гаруда. Это птице-люди, проще говоря. И практически с первых страниц описывается, каким уродским местом является город Нью-Кробюзон. Нечто чуждое для всего остального ландшафта.
Подобные интерлюдии Ягарека будут встречаться дальше в романе, где он размышляет о своём месте в мире, своём мироощущении. И тут снова видны детали Нью-Кробюзона и мира за его пределами. И это не только детали описания местности и архитектуры, даётся представление о нравах, об истории и других нюансах
Но гаруда тут вовсе не единственный из основных действующих персонажей, тут нужно отметить Айзека Дар дер Гримнебулина и его любовницу Лин из народе хепри, людей-насекомых. Вторая правда менее значительна в итоге. Оговаривается что подобные отношения не слишком приветствуются, хотя пороков и извращений в Нью-Кробюзоне хватает. Автор об этом повествует достаточно, но не сказать чтобы очень уж вдаётся в подробности. Собственно единственный мерзкий эпизод в плане половых извращений, это то что Айзек пальцем из зада достаёт личинку. Да и то надолго внимание на этом не акцентируется.
Айзек является учёным, которому закрыты двери к официальному научному сообществу. Так что приходится заниматься самостоятельными заказами, не редко прибегая к помощи тёмных личностей. И к Айзеку как раз обращается Ягарек, чтобы тот помог ему вновь летать. Ибо у Ягарека отрезаны крылья за преступление, о котором будет рассказано лишь в конце. Хотя к тому времени для читателя это будет иметь мало значения, так что это скорее чтобы сделать концовку пожесче.
Лин же — художник хепри, которая отошла от традиций своего народа. Через её ПОВы о них читатель кое что и узнает. Так же через неё происходит знакомство с главой преступного мира Попурри, который путём переделки превратил себя в нечто гротескное. От Лин Попурри хочет, чтобы та сделала его скульптуру.
Кстати о переделке, суть её в том, чтобы вживить в тело что-то механическое или части тела другого существа. Вплоть до того, что некоторые части тела, вроде конечностей, заменяются чем-то другим. Как правило это делается как наказание.
Мне сразу стало понятно, сто суть книги в описании Нью-Кробюзона и немного мира, в котором город находится. И тут годится даже прозаический сюжет, Айзек пытается сделать Ягареку крылья, а Лин создать скульптуру Попурри. Айзек начинает собирать всяких крылатых существ, вплоть до личинок, у которых ещё нет крыльев. Прибегая при этом к помощи тёмных личностей, а это даёт автору возможность расписать в определённой мере схему деятельности теневых операций. Что в это могут быть вовлечены простые люди, вроде служащего почты, который обнаружил в посылке пять странных гусениц. И чтобы заработать, поделал документ, где гусениц числится четыре, а пятая отправляется на теневой рынок, потом попадает в руки к Айзеку. Лин же создаёт статую, походу слушая рассказы Попурри о криминальном мире. Походу повествования раскрываются и другие детали Нью-Кробюзона.
Однако для многих сюжет начнётся ближе к середине книги, когда странная гусеница превращается в жуткого мотылька, высасывающего у жертв разум. Мотылёк освобождает четырёх других, в итоге город находится в опасности. Сюжет по сути оригинальностью не блещет, а его развитие не обойдётся без роялей. Например в виде нередко упоминаемого Джека-Полмолитвы, который по каким-то причинам приходит на помощь главным героям.
Но вроде как основной сюжет в романе является лишь одним из средств, чтобы подробнее расписать мир и его детали. Мотыльки являются угрозой, которую станет очевидна верхушке города. Потому есть причина познакомить читателя с этой верхушкой, мэром Рудгуттером и его ближайшим окружением. Среди которого есть представитель рукохватов, эдакой расы рук-паразитов, которые захватывают носителей-гуманоидов. О них мало кому известно, но с мэром у них договорённость. Руководство города сурово и цинично, что сразу показано на примере того, как жестоко подавлена забастовка рабочих водяных, грозивших перекрыть реку.
Самих мотыльков применяли для создания наркотика, так что с ними связан и криминальный мир, в частности упомянутый Попурри. И у него тоже есть определённый связи с мэром.
Когда странная гусеница, попавшая к Айзеку, становится мотыльком, первой её жертвой становится один из двоих товарищей Айзека. Второй же оказывается шпионом городской верхушки, который должен докладывать о том, что может представлять интерес. И вот его глазами нам рассказывается как вербуют таких шпионов, расписывается квартал борделей, в частности бордель переделанных, для людей со специфичными наклонностями. И в этом борделе как раз и должна передаваться информация.
Мотыльки поедают разум, а их испражнения аукаются жителям в виде ночных кошмаров. Исправить ситуацию хотят многие, верхушка города само собой. Преступники желали бы поймать мотыльков обратно себе. Ткач, гигантский призрачный паук, видит в мотыльках угрозу искажения реальности, которую надо уничтожить. Совет Конструкций, искусственный интеллект, создавшийся случайным образом на помойке города, которому опасность непосредственно не грозит, тоже недоволен нарушением порядка.
Убежище мотыльков в итоге оказывается на территории общины кактов. И в этом моменте основным является возможность расписать что представляет собой данная территория.
В итоге основной сюжет совершенно не важен. И тут не стоит придираться к сюжетным веткам, идущим в никуда. Мэр связывается с Адом, чтобы заручиться помощью в борьбе с Мотыльками, но ему отказывают. Казалось бы, зачем этот эпизод нужен?. Именно за тем, чтобы показать существование подобных дипломатических отношений. Зачем нужна ветка, где Айзек идёт в общину городских гаруд, где его постигает неудача? Тут читатель может увидеть разницу между городскими и дикими гаруда. У последних нарушение чужого выбора является самым страшным преступлением. А вот у городских есть тираничный лидер, который держит остальных в узде. Или зачем нужен эпизод, где водяная наёмница покидает отряд и плывёт мимо жилищ водяных Нью-Кробюзона? Разумеется чтобы показать этот квартал водяных.
Справедлива претензия с главой, где прокладывается кабель. Она и правда длинная. Понятно что это один из способов раскрыть побольше деталей, но в данном случае их показано мало, да и значимость их небольшая.
Фантазия у автора очень бурная, мир самобытен, многогранен. И если к этому есть интерес и можно абстрагироваться от посредственного сюжета, то книгу определённо нужно читать.