Гарри Тартлдав «Хроники Дерлавайской войны»
«Тьма надвигается»
Замах на эпичность ощущается сразу, она таки получилась. Но преподал её автор довольно сумбурно. Кусок из одной части мира, кусок из другой. По большей части происходящее видим глазами солдат, но не только. Есть здесь высокомерная аристократка, жандарм, дети оккупированной территории, учёные маги и другие. Так автор пытается показать общую обстановку в мире.
Но, как уже говорилось, всё показано урывками. И персонажи не успевают вызвать ни симпатий, ни антипатий. Как правило. Начинается война, но не знаешь какой стороне симпатизировать. До той поры, пока не увидишь отражение Второй Мировой в фэнтезийном мире. Тогда уже Альгарве может начать вызывать антипатию. Да и поведение альгарвейцев, чем дальше, тем больше вызывает отторжение. Интересно, что их автор сделал обрезанными, это в качестве шпильки германцам нацистам? А вот те, кто здесь в качестве евреев, имеют светлые волосы и голубые глаза.
Поскольку события разворачиваются в фэнтезийном мире, тут нет рации, танков, самолётов и прочего. Но и мечей тоже. Огнестрельное оружие заменяют магические жезлы, вместо танков тут бегемоты, звери мифические, а не земные гиппопотамы. Драконы вместо авиации, подобное встречается у Кристофера Банча.
Симпатии и антипатии у читателя могут появиться, когда они увидят отголоски Второй Мировой. Но если не заметить и абстрагироваться, то воспринимаются как хроники. И альгарвейцы не вызывают особой антипатии. Ну ведут себя как захватчики в покорённых территориях, но как ещё они должны себя вести? Кроме того, война началась, потому что они вернули свою провинцию. И тут же все сразу на них ополчились.
Многие события видим глазами солдат разных армий. Практически везде офицеры из дворян не вызывают симпатий, солдатам было бы проще самим их удавить. Удивительно, что они этого не сделали. Кроме альгарвейцев воевать никому не охота, но некоторых держит упёртый патриотизм.
Цикл одновременно и удачен, и нет. Эпичность ощущается, но на читателя сваливается слишком много информации. Сразу знакомят со всем миром короткими урывками. Тот же Мартин вводит в ПЛиО постепенно, хотя тоже обрушивает тонны информации.
Данный цикл стоит читать только тем, кто сам хочет писать в жанре эпического фэнтези. Тут есть что позаимствовать, но и узнать, как делать не стоит. Было бы ничего, если бы не переписывалась Вторая Мировая, а было нечто самостоятельное.
«Тьма Сгущается»
Автор продолжает перекладывать Вторую Мировую в фэнтезийную реальность. И вроде где-то даже меняет некоторые события. И вроде понимаешь, что мир всё таки другой. Но трудно отделаться от ощущения, что ункерланцы являются пародией на русских, ведь их родина как раз с России и срисована. Об альтернативных Крестовых походах читать проще.
Всё так же события показывают глазами разных людей. Солдат, сражающихся по разные стороны. Как альгарвейцев с союзниками, так и противников. Взгляды людей на оккупированных территориях. Кто-то старается приспособиться, кто-то сопротивляется. Есть ещё полководцы, послы, учёные и другие.
На этом романе цикл не заканчивается, похоже и на следующем тоже. Что не очень хорошо, три романа для этого предел. Если не видеть в событиях отражение реальной Второй Мировой, тут мало чья сторона цепляет. Точки зрения персонажей просто рисуют общую ситуацию.