• Приветствуем вас на 7Bastards!

    Большую часть разделов форума могут просматривать только зарегистрированные пользователи.
    Если вы уже зарегистрированы, пожалуйста, войдите в свой аккаунт.
    Если нет — зарегистрируйтесь с помощью кнопки в верхней правой части экрана или на странице https://7kingdomsbastards.ru/register/.

    В случае возникновения сложностей с доступом, пишите нам на sevenbastards@mail.ru.

Храм императора Эмгыра

LaL

Знатный эмгыровед
Здравствуйте, а разбор на отношения Геральта и Йеннифэр вы писали? Или может знаете такой разбор?
Здравствуйте, увы, нет, не писала. Почти все мои эссе посвящены политике, войнам, шпионажу, политическим разборкам и интригам, а не частным отношениям: исключение - про любовь Милвы к Геральту, и лишь потому, что на одном паблике обнаружила, что отношения между ними, которые мне казались очевидными, совершенно не очевидны для других.

Йеннифер входит в число персонажей, к которым я отношусь отрицательно ( уж больно она напоминает мне одну мадам, которую я знаю в реале). Эмгыра вот я люблю и хвалить, и люблю ругать, а писания об Йен была бы исключительно хейтом. А хейтить персонажей - не мой конек. Я, конечно, могу пройтись пару раз и потоптаться на чьей-то любимой мозоли, но писать люблю именно о любимых персонажах.

Об Йеннифер мне известна вот эта статья https://vk.com/@witcher_and_reynevan-zhenskie-travmy-na-primerah-geroin-vedmaka-chast-pervaya-ien
 

Zerrit

Обитатель
Обаяние императора - это то, что удалось не растерять в процессе 3 сезона. Пожелаю ему и дальше радовать нас, потому что я уже не знаю, чем еще может удерживать внимание сериал от Нетфликс.))
Актера очень хорошо подобрали, прямо заслуживает уважения работа директора по кастингу.
Но вот борода лишняя, у Нильфов принято быть гладко выбритым, а борода и усы считается атрибутом северных дикарей.

про любовь Милвы к Геральту, и лишь потому, что на одном паблике обнаружила, что отношения между ними, которые мне казались очевидными, совершенно не очевидны для других.
Только что прочитал вашу статью, очень понравилось.
Помню что когда читал книги мысль о влюбленности Мильвы в Герку для меня была очевидна. Вся эта нарочитая грубость и слезы украдкой, Сапковский в этом плане очень хорош.
Так же очевидно как и Ангулема предлагающая себя Герке делала это не от внезапной любви, а потому что привыкла к такому обращению в бандах. В духе "для девушки выгоднее быть сразу и с главным, чем общей для всех".

Вообще весь Туссентский эпизод вспоминаю с теплотой. Такая передышка после долгих странствий и лишений, перед неизбежным и трагичным финалом.
Когда в игре приехал туда, первое время просто ездил и ходил по округе не делая заданий. Да и потом часто залипал на виды города и природы.
Атмосферу конечно разрабы ухватили точно.
 

LaL

Знатный эмгыровед
Помню что когда читал книги мысль о влюбленности Мильвы в Герку для меня была очевидна. Вся эта нарочитая грубость и слезы украдкой, Сапковский в этом плане очень хорош.
Первый мужской отклик на эту статью, когда я ее опубликовала на фикбуке звучал примерно так: "Книги Сапковского читаю и перечитываю с 90-х годов, а вот вы все объяснили про Мильву, какой я - чурбан, совсем как Геральт" :) А вот дамский отклик резюмировал эту статью одной фразой: "Она убилась о любовь к Геральту" :cry:
 

Zerrit

Обитатель
все объяснили про Мильву, какой я - чурбан, совсем как Геральт
Тут дело не в том кто чубран а кто нет, а в том что со стороны читателя такие моменты видны, а с точки зрения персонажа не всегда.
Вот Мильва сказала что то так что бы Геральт не услышал, мы это знаем, а он откуда?
Добавляем Геркину зацикленность на поиске Цири, битвах, пути. А после на романе с Фрингильей, которую притом сам иногда в кровати называл другим именем.
Сцена секса в библиотеке, наверное самая красивая и чувственная из всех что я читал.
Так что тут на мой взгляд чувства Мильвы для Герки были не то что на втором плане, а даже не в первой десятке. При всей моей антипатии к Йен.

Ещё понравилась неспособность Геральта нормально заканчивать отношения. Многолетние качели с Йен, его романы с Мозаик и Эсси Давен.
Разрыв с Трисс. (Благо в игре дали возможность выбрать её)
Это очень живой и человечный штрих, когда человеку проще уйти, сбежать чем честно сказать что он чувствует.
 

LaL

Знатный эмгыровед
Сцена секса в библиотеке, наверное самая красивая и чувственная из всех что я читал.
(шепотом) Да-с... я, знаете ли, в своей профессиональной группе веду рубрику "Библиотеки в книгах, фильмах, сериалах". И вот эту сцену никак не решаюсь представить своим коллегам. Очень боюсь, наше начальство ну совсем не читающее, не поймет-с. :confused:
 

Salvagard

Обитатель
Сегодня в тамбе попалось
0d7e6cab146181ff24cbcb30a304ceb58157683b.gifv
e169b8deffadcd6ab3f52955e69320799c5b4c8a.gifv
Горячий парень. Если б играл Кагыра-было б лучше:(
Подумала, если б не знала, что это за сцена и откуда, то решила б что это два пирата друг с другом выпивают :D
 

LaL

Знатный эмгыровед
зеленый "шарфик", чтобы образ любимой тёщи не стёрся?)
Колье из перидотов. Именно такими камнями ее одарил Эмгыр (и пан Сапек) во "Владычеце озера". Согласно вики "перидот (хризолит) — минерал, прозрачная ювелирная разновидность оливина подкласса островных силикатов. Цвет — от жёлто-зелёного до оливково-зелёного, с характерным золотистым оттенком. " Смотрятся не хуже изумрудов, но, думаю по-дешевле. Эмгыр ведь не из тех , кто теряет голову от любви. Хотя вкусом не обижен :)
98077c790af9aa5e5be31a8196f6f640.jpg

156604926_Koltsoshrizolitom_1_768x572.jpg
 

Heather

Зачарованный ленивец
Колье из перидотов. Именно такими камнями ее одарил Эмгыр (и пан Сапек) во "Владычеце озера". Согласно вики "перидот (хризолит) — минерал, прозрачная ювелирная разновидность оливина подкласса островных силикатов. Цвет — от жёлто-зелёного до оливково-зелёного, с характерным золотистым оттенком. " Смотрятся не хуже изумрудов, но, думаю по-дешевле. Эмгыр ведь не из тех , кто теряет голову от любви. Хотя вкусом не обижен :)
98077c790af9aa5e5be31a8196f6f640.jpg
не знакома с этим камнем и не помню, что было в тексте. но было бы забавно. а на арте выглядят как изумруды)
 

LaL

Знатный эмгыровед
не знакома с этим камнем и не помню,
Поскольку взаимоотношения Эмгыра и лжеЦири у меня одни из самых любимых эпизодов (любовь-морковь у великих владык :):meow:), то процитирую:

Император, как обычно во время поездок, был одет в офицерскую форму гвардейской бригады «Импера» — черные доспехи и плащ с шитьем, изображающим серебряную саламандру. Он подошел, взглянул на портрет. Вначале на портрет — и лишь потом на модель. Худенькую девушку со светлыми волосами и грустными глазами. Одетую в белое платьице с зелеными рукавчиками и высоким вырезом, в котором виднелось колье из перидотов.
 

Salvagard

Обитатель
Я нашла длинную статью на тамблере, под названием Cursed Rulers: Parallels Between Auberon & Emhyr, она правда, ну очень длинная, больше 12 страниц, кому интересно: тык
Лазила у себя на тамблере в лайках, нашла & вспомнила про статью. Тогда я перевела лишь отрывки, потому что она длинная. А сейчас запихал в ИИ, он тебе и перевел. При том нормально.
Вот статья целиком, переведенная ИИ, автор , как я поняла, очень шарит в книжном (и игровом, наверное, тоже) эльфском лоре и очень его любит, у него много статей :
Cursed Rulers: Parallels Between Auberon & Emhyr, ахтунг: ИИ перевод, мной не особо проверенный (пока что?)
Проклятые правители: параллели между Аубероном и Эмгыром
«Императоры правят своими империями, но есть две вещи, которыми они не властны управлять: своим сердцем и своим временем. Эти две вещи принадлежат империи».


«Цель оправдывает средства».



Сага о Ведьмаке часто предлагает нам «теневых двойников» — искажённые отражения героев, чьи образы перекликаются и расходятся одновременно. Подобно тому как Анджей Сапковский переосмысляет сказку и миф, он создает и аналогичные варианты архетипов персонажей. Лидеры высшего ранга для своего народа, и Ауберон Мюркетах, и Эмгыр вар Эмрейс стремятся к «высшему благу», жертвуя человечностью, порядочностью и даже собственной (не)человеческой сущностью. Их средства сходны: оба ищут рождения предсказанного ребёнка через кровосмесительный союз с Цириллой, своим потомком.


Этимология​


Начнём с имён. Ведь часто имена персонажей открывают скрытые слои смысла, вдохновившие автора на их создание, особенно если сам автор увлечён предметом.


Подлинное имя императора Нильфгаарда уходит корнями в историю Британских островов и артурианский цикл. На валлийском Emyr означает «правитель», «король». Emreis соответствует валлийскому варианту греческого Ambrose, то есть латинизированному Ambrosius. Амброзий Аврелиан, полулегендарный правитель, живший вскоре после ухода римлян из Британии, вошёл в хроники как вождь, которому приписывают победу над англами и саксами при горе Бадон. Сведения о послеримской Британии смутны, и именно поэтому эпоха легко становилась основой для мифотворчества (именно здесь многие ищут «исторического Артура»).


Амброзия впервые упоминает Гильдас в De Excidio et Conquestu Britanniae. Римлянин по крови, воспитанию и методам, он якобы стал верховным королём после бритта Вортигерна и добился более чем века мира. Беда Достопочтенный описывает его как «скромного мужа римского происхождения, единственного выжившего из знатного рода». У Ненния же начинается уже мифологизация.


Гальфрид Монмутский связывает Амброзия с Мерлином, Утером Пендрагоном (представляя его братом Амброзия) и Константином III, которого объявляет его отцом. Примечательно, что имя Эмрейс (Emrys) — это также одно из имен Мерлина (латинизированное от валлийского Myrddin). А Константин III, по версии Гальфрида, — узурпатор, чьи сыновья после его гибели были вывезены в Бретань, чтобы однажды вернуться и свергнуть Вортигерна. Эти сюжетные линии заметно перекликаются с историей детства и возвышения Эмгыра.


На валлийском Emrys значит и «бессмертный». Но Эмгыр вар Эмрейс — несмотря на пережитые им несколько «жизней» — всё же смертный властитель. Ауберон Мюркетах, напротив, излучает вечность. Настолько древний, что для дочери Эмгыра кажется почти бессмертным, он сохраняет юность во внешности, скрывая за взглядом тысячелетней тоски несказанную скорбь.


Ауберон (от старофранцузского) впервые появляется в XIII веке в Подвигах и деяниях доблестного Юона Бордосского, а затем становится Шекспировским Обероном — владыкой мира духов. Его имя восходит к германскому Alberich («правитель сверхъестественных существ»). Подобно Альбериху из Кольца нибелунгов, Ауберон — хранитель сокровищ своего народа: как Рейнского золота, так и Старшей Крови.


Связь Ауберона с Эрлькёнигом Гёте очевидна: призрачный властитель, похититель душ, жаждущий невинной юности. «Король ольхи» — Erlkönig, Alder King — это тот же архетип. В мифологии кельтов ольха — дерево-войн, её кора «кровоточит» красным при ранении. В битве деревьев Cad Goddeu ольхи выступали в авангарде. Бран Благословенный, валлийский бог-король, носил ольховые ветви в качестве защиты и герба. Раненый отравленным копьём, он сближается с образом «Рыболовного короля» — артурианского архетипа, которому Сапковский уподобляет Ауберона: правитель, чья немощь влечёт гибель его народа.


Фамилия Muircetach происходит от ирландского Muirchetach — «моряк». Уместное имя для эльфийского короля, переплывающего моря времени и пространства.


Замысел​

В мире Ведьмака и Ауберон, и Эмгыр вовлечены в заговор, суть которого – зачать ребёнка пророчества с Цириллой Фионой Элен Рианнон, их кровной родственницей. В генетическом плане степень кровосмешения различна: Эмгыр является биологическим отцом Цири, Ауберон — её предок в восьмом поколении. Но символически эта разница исчезает: для эльфов человеческие поколения не имеют значения. Они называют Цири «дочерью Лары», фактически считая её внучкой Ауберона. Читатель же, подобно самой Цири, узнает об этом лишь в конце повествования.
Оба правителя связывают свои действия с пророчеством Итлинны. Проблема пророчеств в том, что они отрывают доводы от возможности проверки, позволяя оправдать любое деяние. Для людей будущее непознаваемо, но для эльфов — иначе: их пророчества были созданы ими самими, для них самих. Поэтому степень знания и вера в их истинность у каждого из властителей различается.
Для Эмгыра мистическое знание о тайнах мироздания не имеет значения в сравнении с политической целесообразностью: raison d’état и есть то, что приносит завтрашний день. Император Нильфгаарда — ни мистик, ни фаталист. В отличие от Повелителя Ольхи — мудреца, старейшины и правителя, — который был свидетелем и, вероятно, проверил часть пророчеств провидцев.


Эльфы воспринимают природу времени как цикличную: судьба вещей заключена в бесконечном повторении — концы рождают новые начала, жизнь и смерть пребывают в танце притяжения, две стороны одной монеты, составляющие вечную истину бытия. Перемена есть лишь вечное возвращение и перестановка уже сущего. Ауберон — мистик. И даже без помощи провидцев необычайная продолжительность жизни эльфов уменьшает их подверженность иллюзии «чёрных лебедей» или хотя бы отодвигает вероятность ошибки. Но в конечном счёте именно мистицизм берет верх.
Мысль о том, что именно эти правители должны стать прародителями, внушена внешними силами.


Вскоре после рождения Цири к Эмгыру является чародей. Эмгыр испытывает сильное отвращение к магам — его самого проклял один из них. Однако Вильгефорц оказывается способен помочь ему вернуть трон Нильфгаарда и сразу выдвигает условия: благодарность, привилегии, власть. Он рассказывает Эмгыру о пророчестве Итлинны — в человеческой интерпретации, — и незаметно подсказывает, что тому следует делать, чтобы направить судьбу мира. Но у Вильгефорца есть собственные цели.
Не трудно представить, что Ауберон был подобным образом убеждён Аваллак’хом — эльфийским Знающим, параллельным по функции человеческому Вильгефорцу. Их связывают разрушенные семейные узы, они оба — участники программы Старшей Крови и оба — мудрецы. Аваллак’х выступает почти как двойник Ауберона: его судьба также связана с Цири, его рана также уходит корнями к Ларе. Сам Ауберон — «добровольно-недобровольный» участник, что видно из его ярости, когда он требует от Цири благодарности за то, что снизошёл до этой роли. Но существует и альтернатива.
Ни император, ни король-ольх не движимы вожделением. Но оба могут отказаться от отцовства. Пророчество Итлинны не указывает прямо на отца ребёнка Ласточки. Для эльфов союз оправдан наукой. Для людей — прагматикой.
Эмгыр тем временем уничтожает имя Узурпатора в летописях, укрепляет власть, завоёвывает новые земли и обходит законы престолонаследия. (свершив задуманное) Он узаконивает своё господство над Цинтрой — вратами в Север — через брак с внучкой последнего монарха, но и, сохраняя власть в семье, укрепляет своё правление среди нильфгаардской аристократии. Забота Императора связана с династической борьбой за власть: править миром должна его кровь, и поскольку история подчиняется диктату Нильфгаарда, это означает преодоление законов наследования Нильфгаарда. С этой точки зрения, отсутствие ребенка от Цири создало бы множество проблем. Цири, как наследница Эмгира, уступала бы любому другому потомству мужского пола, которое он мог бы иметь (с любой нильфгаардской аристократкой). Цири вообще могли не признать законной наследницей в Нильфгаарде, поскольку она иностранка, родившаяся в Цинтре, когда ее отец еще не был императором; по сути, бастард, да еще и девочка. Более того, муж Цири может сам стремиться к власти, и нет гарантии, что он останется под контролем Эмгира или Цири. Быть подходящей фигурой на шахматной доске в игре за интересы государства непросто. Удобно, что широко известное пророчество о судьбе мира может придать ауру предназначения жестоким политическим махинациям, направленным на возмездие и достижение земной власти; потомок, который станет правителем мира, — это бонус. Но чтобы достичь этого, придется принести жертвы.

«Цирилла, — продолжал император, — будет счастлива, как и большинство королев, о которых я говорил. Это придёт со временем. Цирилла перенесёт ту любовь, которой я вовсе не требую, на сына, которого я с нею рожу. Эрцгерцога, а позже — императора. Императора, который родит сына. Сына, что станет властителем мира и спасёт его от гибели. Так говорит пророчество, точное содержание которого известно лишь мне. То, что я делаю, я делаю ради потомства. Ради спасения мира».
— Эмгыр вар Эмрейс, Владычица Озера

Примечательно, что то, как Император понимает пророчество Итлинны, не гарантирует, что инцест отца с дочерью обеспечит спасение мира его потомством. Спаситель появится через несколько поколений, и причинно-следственная связь между нынешним моментом и тем временем не является прямой: сын может умереть, может иметь ребенка от генетически неподходящего партнера, может быть бесплодным или вообще может родиться дочь. И это ещё не говоря о том, от чего мир вообще нужно спасать; опять же, эльфийские пророчества были написаны эльфами и для эльфов. Эмгыр вар Эмрейс не эльф, не генетик, не идеалист и не мистик. Он автократ.

Старшая Кровь — творение эльфов. И только эльфы понимают, какое место её генетические особенности занимают в пророчестве Итлинны. Дочь Эмгыра, Владычица Времени и Пространства, — потомок эльфийского владыки, который уже некогда пользовался Hen Ichaer и чьи амбиции находятся далеко за пределами одного-единственного мира. С иронией, столь любимой Сапковским, оказывается, что люди способны понять эльфийские пророчества лишь как поэзию, тогда как эльфы — поэтичные и мистические — читают в них науку.


Но и это не отменяет главной проблемы пророчеств: они всегда удобны для оправдания поступков, скрывая настоящие интересы властителей. Легитимизация права оставаться правителем имеет значение и в жизни Ауберона. Об этом — при возвращении к притче о Короле-Рыбаке и природе проклятий, поразивших обоих властителей.
Роль и отношения Рассмотрим личности персонажей.
Внешность: Игра контрастов.
Очень высокий, стройный эльф с длинными пальцами и пепельными волосами, пронизанными снежно-белыми прядями. Эльф с необыкновенными глазами — как у всех носителей Старшей Крови — напоминающими расплавленный свинец. Мужчина с черными, блестящими, волнистыми волосами, обрамляющими угловатое, мужественное лицо с выдающимся носом (предположительно крючковатым или римским, если угодно). Император Нильфгаарда никоим образом не похож на андрогинного эльфа. Но это не значит, что в нем не осталось ничего от эльфийского генофонда. Этимологическое происхождение Эмгыра связано с романо-кельтским миром, который лежит в основе всего эльфийского в «Ведьмаке». Нильфгаардцы, по сути, являются романо-бритонами. Человеческое население юга Континента сильно смешалось с эльфами, сохранив многие эльфийские законы, обычаи, язык и ДНК. Как говорит Аваллак’х о наследственности, «отец имеет значение», и Эмгыр был одной половиной уравнения для появления Цири.
Rex Regum – Царь царей

Читатели, вероятно, более знакомы с имперской системой и её воплощением в изображении Нильфгаарда. Однако положение Ауберона Мюркетаха как Верховного вождя (Supreme Leader) народа Аэн Элле — в отличие от простого «короля» — куда ближе напоминает статус Верховного короля. Древние и ранние королевства Великобритании и Ирландии знали многих Верховных королей (например, Ard Rí Érenn Брайан Бору, Ard Rí Alban Макбет, Вортимер, король бриттов и прочие). Верховный король, как правило, избирался и ставился выше меньших правителей и военачальников, становясь сюзереном в земле, которую объединяла высокая степень культурного единства. Императоры же, напротив, обычно властвовали над землями культурно разнородными, чаще всего приобретёнными в результате недавних или продолжающихся завоеваний.
По характеру такое высокое королевство было священным: обязанности правителя были в основном церемониальными и несколько ограниченными, если не возникала потребность в единой командной структуре из-за войны, природной катастрофы или другого события, затрагивающего все королевство. Ирландский Высокий Король, например, прямо заявлял свои права на всю землю Изумрудного острова. Примечательно, что правитель часто воспринимался как воплощение земли, связанное со здоровьем и благополучием королевства, которое поддерживает земля. В квазирелигиозных терминах Высокие Короли обретали свою власть через брак или сексуальные отношения с богиней суверенитета; часто это была богиня-мать, связанная с животворящей землей. Как один из наиболее изученных элементов пан-кельтской космологии, эта черта мгновенно узнаваема в мировоззрении эльфов в «Ведьмаке» и сильно влияет на отношения Ауберона с Цири. Цири, которая является аватаром Тройственной Богини — Девы, Матери и Старухи. Как отмечает Сапковский в «Мире короля Артура»:
«…ни один викканский ритуал в честь Великой Тройственной не может быть совершен [без] кубка и меча. Грааль и Экскалибур. Остальное — молчание.»
Через взаимодействие Тройственной Богини с ее божественным аналогом (правителем, временно принимающим роль бога) демонстрируется вечный цикл жизни — тот, который не может быть реализован без взаимодействия кубка (женского начала) и меча (мужского начала). Экскалибур — символ законной власти, и его обладателями часто были могущественные мужчины. Но Цири — женщина, и она сама является Граалем, приносящим спасение и новую жизнь. Обладание Граалем означает узаконивание себя как правителя, лидера, защитника и отцовской фигуры королевства. Таким образом, Царь Царей должен поступать именно так. Защитник, отцовская фигура и друид (мудрец) сливаются в символическое целое в верховном лидере эльфов.(Но Цири также девушка-ведьмак и владеет мечом, не поддаваясь ограничениям своего пола. И хотя многие могут принять ее за Владычицу Озера, она не собирается расставаться со своим мечом.)
Всё — ради державы


С ранних лет отец Эмгыра внушал наследнику, что нет ничего важнее интересов государства. Кровь рода Эмрейс должна пребывать на троне. Фергус не отрёкся — ни под пытками, ни даже тогда, когда его сына превратили на его глазах в чудовищного ежа-мутанта. Любовь к ребёнку не поколебала Фергуса: он позволил сыну страдать ради власти и ради державы. Так в сердце Эмгыра и образовался осколок льда.
Ауберон в равной мере «думает о государстве», когда стремится вернуть наследие своей дочери и восстановить силу народа. Однако обстоятельства гибели Лары ставят вопрос о роли короля Ольх: содействовал ли он тем условиям, что позволили событиям выйти из-под контроля и привести к непоправимой катастрофе? Для Ауберона ставки были неизмеримо выше, чем для Эмрейса в его династической борьбе. Но изменил бы что-либо ответ на этот вопрос? В холоде их сердец оба героя видят себя скованными долгом.

Амбициозные и славой увенчанные, они, однако, стоят на разных ступенях жизненного пути.

Амбиции Эмгыра горят ярко и не угасают. Амбиции Оберона превратились в тень прошлого; они похоронены под тяжестью воспоминаний и жертв, которые правитель приносит во имя власти. Эмгыр решает добиться возмездия и власти, выйдя за рамки того, что ожидало бы его, если бы он принял свою жизнь как Дани (проклятый, жалкий Дани), принц-консорт Цинтры. Никогда не теряя из виду своей цели, он считает любовь и человеческое счастье лишь временными этапами и средствами для достижения цели. Эмгыр возвращается в Цинтру только в образе пламени и смерти, чтобы преследовать свою дочь в безумных амбициях. Белое Пламя сохраняет активную позицию; жажду жизни.

Ни Эмгыр, ни Ауберон не скачут во главе своих войск: они руководят из тыла. Для исполнения их воли есть приближённые — Кагыр и Эредин. Но Эмгыр, в отличие от Ауберона, активно вовлечён в управление державой, пусть многие революционеры, возведшие его на трон, надеялись, что он останется лишь знаменем революции. Король Ольх, напротив, почти удалился от жизни и службы. В присутствии Аваллаха и Эредина Ауберон больше похож на штандарт — тот самый, каким Эмгыр отказался быть.


Конечно, многие решения, подобные тем, что Ауберон уже однажды совершил, ещё только ждут Эмгыра. В том числе — решение о судьбе его дочери.

Сердце властителя


Верил ли Эмгыр, что сможет увидеть Паветту в Цири — и потому решиться на кровосмесительное деяние? Надеялся ли Ауберон уловить отблеск памяти о своей жене во взгляде «дочери» Лары — и через это преуспеть?


Как уже отмечалось, ни один из правителей не движим похотью. Но поскольку похоть должна быть вызвана, чтобы акт принес плод, невольно задаёшься вопросом: что должны они сделать с самими собой, чтобы довести замыслы до конца? Любовь, необходимая для рождения новой жизни и надежды, в данном случае принимает извращённую форму. И всё же именно любовь играет огромную роль в том, что в итоге постигло Эмгыра и Ауберона.


До появления ложной Цири, Эмгыр вар Эмрейс, как говорят, имел множество дам при императорском дворе. О склонностях Ауберона известно мало, но к тому времени, когда Цири стала часто бывать в его покоях, образ престарелого, утратившего страсть короля-элда подходил эльфу как влитой. Безразличный к любовным забавам, он, тем не менее, оставался чуток к придворным интригам и ожиданиям, их окружавшим.


«На следующий вечер, впервые, король выдал нетерпение.
Она застала его, согнувшегося над столом, на котором лежало зеркало в янтарной оправе. На нём была рассыпана белая пудра.
„Началось“, — подумала она.
[…]
„В какой-то миг Цири была уверена, что всё вот-вот случится. Но нет. По крайней мере, не до конца. И вновь он стал нетерпелив. Вскочил, накинул на плечи соболью мантию. Стоял так, отвернувшись, глядя в окно на луну.“»
— А. Сапковский, Владычица Озера

Брак Эмгыра с Паветтой, матерью Цири, был несчастливым. По его собственным словам, он не любил «меланхоличную девицу с вечно опущенными глазами» и в конце концов, вероятно, велел бы убить бдительную Паветту. Невольно, но Эмгыр всё же стал причиной её смерти.


«Интересно, что чувствует человек после того, как убил жену?» — холодно спросил ведьмак.
«Паршиво», — без промедления ответил Эмгыр. — «Я чувствовал и чувствую себя паршиво и мерзко. Даже то, что я её никогда не любил, этого не меняет. Конец оправдывает средства, но я искренне сожалею о её смерти. Я не хотел её и не планировал. Паветта погибла случайно».
«Ты лжёшь», — сухо сказал Геральт. — «И это не к лицу императору. Паветта не могла жить. Она раскрыла тебя. И никогда не позволила бы тебе сделать с Цири то, что ты задумал».
«Она жила бы», — возразил Эмгыр. — «Где-нибудь… далеко. Замков хватает… например, Дорн Роуэн. Я не мог её убить».
«Даже ради цели, оправдывающей средства?»
«Всегда можно найти менее радикальное средство». — Император вытер лицо. — «Всегда можно».
«Не всегда», — ведьмак посмотрел ему в глаза. Эмгыр отвёл взгляд.
«Вот именно так я и думал», — сказал Геральт, кивнув.
Эмгыр и Геральт, «Владычица Озера»

После гибели Паветты Эмгыр гнался за собственной дочерью до конца света: убил её бабку, сжёг её дом и обрёк Цири на изгнание, из которого она так и не смогла полностью оправиться. Изгнание, убившее её невинность. Белоснежные пряди в волосах Цири — след её травмы.
В противоположность этому, Ауберон, кажется, даже не знает, что стало с Шиадаль — его спутницей и матерью их общей дочери. На пороге смерти он путает Цири с Шиадаль и говорит: «Я рад, что ты здесь. Знаешь, они сказали мне, что ты умерла». Ольховый Король вспоминает Шиадаль с нежностью, с такой же любовью, как и их дочь Лару. Лару, чей изгнаннический путь — добровольный или нет — убил её.
Когда Цири было шесть лет, Эмгыр взял прядь её волос и хранил её; из сентиментальных чувств и для использования придворными чародеями. Одна из последних фраз Ауберона, обращенных к Цири, связана с тем, чтобы поправить ослабевшую ленту в волосах Лары.
Что касается их будущих невест, оба правителя обременены подделками. Фальшивой Цири-Паветтой и фальшивой Ларой-Шиадаль. Но отношение Эмгыра и Ауберона к подделке диаметрально противоположно. Эмгыр видит в фальшивой Цирилле «необработанный алмаз». Оберон называет Цири «жемчужиной в свином дерьме, алмазом на пальце гниющего трупа». Для Эмгыра алмаз — это сущность бедной фальшивки. В то время как жемчужина в свином дерьме, для Ауберона, остается сущностью Цири.
Ни один из правителей не может полностью игнорировать социальное давление, касающееся покоев правителя. Идея «иностранной невесты» не одобряется среди нильфгаардской аристократии; это уменьшает их возможность влиять на Императора. Социальный статус Цири в Тир на Лиа никогда не обсуждается явно, но присутствие слуг-людей — все из которых, которых видит читатель, женщины — и случайная ксенофобия самого Ауберона не оставляют сомнений в догадках.
«Если бы я была… настоящей Цириллой… император смотрел бы на меня более благосклонно. Но я лишь подделка. Жалкое подражание. Двойник, недостойный ничего. Ничего…»
— Ложная Цирилла, Владычица Озера


«Это всё моя вина, — пробормотала она. — Этот шрам уродует меня, я знаю. Я знаю, что ты видишь, когда смотришь на меня. От эльфийки во мне осталось так мало. Золотой самородок в куче компоста…»
— Цири, Владычица Озера


Король Ольх так и не смог заставить себя полюбить Цири. Император же смягчился в самый конец — в тот единственный миг, когда это имело значение, — и впервые проявил заботу о дочери, как подобает отцу. Более того, Эмгыр в итоге сочетался браком со своим «raison d'état» и сумел полюбить ложную Цириллу. И на этом контрасты не исчерпываются. Настоящая Цири грозила разорвать ему глотку за то, что он замышлял (не зная, что он её отец), тогда как рядом с Аубероном она становилась покорной и даже привязалась. Она рыдала над его телом и поклялась отомстить Эредину за смерть короля. Ирония в том, что Ауберон никогда не собирался её отпускать, тогда как Эмгыр всё же позволил дочери уйти на свободу. Осколок в сердце Ауберона так и не растаял. В сердце Эмгыра он сдвинулся.

Оба правителя — и Эмгыр, и Оберон — в своих последних встречах с Цири тонко намекают на свою кровную связь с ней

Проклятые властители мира​


История Эмгыра начинается с проклятия и ею же очерчена. То же самое — с Аубероном. И для обоих именно любовь в её различных обличьях сдвигает проклятие ровно настолько, чтобы дать им завершение. Ведь исцеление — это в первую очередь умение закрыть круг.


«Они долго молчали. Запах весны вдруг вскружил им головы. Обоим.
„Вопреки видимости, — наконец глухо сказал Эмгыр, — быть императрицей — нелёгкое бремя. Не знаю, смогу ли я тебя полюбить“.
Она кивнула, показывая, что знает это тоже. Он заметил слезу на её щеке. И, как в замке Стигга, почувствовал, как крошечный осколок холодного стекла в его сердце сдвинулся.»
— Эмгыр и ложная Цирилла, Владычица Озера



Ссылка на сказку Х. К. Андерсена Снежная королева здесь очевидна. Эмгыр вар Эмрейс — император, чьё сердце пронзил ледяной осколок. В Саге легенда имеет эльфийское происхождение и повествует о Зимней королеве, что скачет по землям во главе Дикой Охоты, разбрасывая вокруг себя острые крохотные осколки льда. Тот, в чьё сердце или глаз вонзится такой осколок, обречён: он оставит всё и последует за Королевой, ранившей его столь тяжко, что она станет его единственной целью и смыслом.


Есть два способа понять, как Сапковский применяет легенду о Снежной королеве в Саге.


Во-первых, как дополнение к позиции автора: в жизни, где многое есть дерьмо, Святой Грааль — это женщина. Потому что именно любовь женщины и надежда, которую она дарит, чаще всего толкают мужчину на немыслимые поступки. Любовь — великий двигатель и великий уравнитель, почти столь же могущественный, как смерть. А может быть, и более?


«Я не хотел бы утверждать теорию, что охота на дикого вепря была изначальным примером поиска Грааля. Не хочу столь упрощать. Я предпочту — вслед за Парницким и Данте — отождествить Грааль с подлинной целью великих усилий мифических героев. Я предпочту отождествить Грааль с Ольвен, из-под чьих ног, когда она шла, вырастал белый клевер. Я предпочту отождествить Грааль с Лидией, которую любил Парри. Мне нравится Нью-Йорк в июне… А вам?
Ибо я считаю, что Грааль — это женщина. Стоит вложить в её поиски и обретение много времени и сил, стоит постараться понять её. И в этом — мораль.»

— А. Сапковский, Мир короля Артура


В таком прочтении мы видим рамку для историй Геральта и Йеннифэр, Лары и Крегеннана, Аваллакха и Лары и многих других. Включая историю самой Цири — ведь Цири в конечном счёте и есть Грааль автора во множестве смыслов. Не один лишь человек идёт на всё, чтобы добиться её расположения — в обличье, включающем черты любовной истории, но не имеющем её сердца.


Во-вторых, можно понимать легенду универсально: осколок льда — это определяющий опыт нашей жизни, который искажает реальность и заставляет всю дальнейшую судьбу вращаться вокруг него. Для Эмгыра таким опытом могла стать юношеская травма. Бесповоротная смерть Фергуса научила мальчика с ранних лет приносить личные чувства в жертву делу и запереть в сердце единственное подлинное чувство, оставив его за дверью целей, ради которых правителю приходится идти на немыслимое. Фергус не счёл сына выше страдания во имя дела — и сын урок усвоил. До тех пор, пока…


В Снежной королеве Андерсена Герда находит брата Кая во дворце Королевы, но его сердце остаётся холодным, несмотря на её мольбы. Лишь когда Герда в отчаянии заплакала, её слёзы растопили лёд и вынули осколок из сердца и глаз мальчика. В Ведьмаке осколок в сердце Эмгыра впервые сдвинулся, когда он увидел гневные слёзы своей настоящей дочери. Второй раз — благодаря ложной принцессе Цинтры, его жалкому «raison d'état».


И это приводит нас к определяющему контрасту в историях Эмгыра и Ауберона: облегчить страдания тех, кто связан с тобой кровью или любовью.
Из пепла
Вспоминая другой случай кровосмешения, который привел к появлению Адды-стриги, мы можем помнить, что темерский король признает страдания своей дочери и настаивает на снятии с неё проклятья вместо того, чтобы убить её. Осознание того, что твоя собственная кровь — которая была брошена в этот мир агонии благодаря тебе — страдает, и последующий выбор сделать что-то для облегчения этого страдания укрепляет веру Саги в непреходящую человеческую порядочность. Геральт тоже полностью встревожен перспективой того, что с Цири случится то же зло, что случилось с ним самим, и делает всё в своих силах, чтобы предотвратить это. Здесь живет искупление человека и в искуплении — его возрождение.
«Они прошли мимо пруда, пустого и унылого. Древний карп, выпущенный императором Торресом, умер два дня назад. "Я выпущу нового, молодого, сильного, красивого экземпляра," — подумал Эмгыр вар Эмрейс, — "Я прикажу прикрепить к нему медаль со своим изображением и датой. Vaesse deireadh aep eigean. Что-то закончилось, что-то начинается. Это новая эпоха. Новые времена. Новая жизнь. Так пусть будет и новый карп тоже, чёрт возьми."» — Эмгыр вар Эмрейс, Владычица Озера
Когда Эмгыр и лже-Цирилла прогуливаются по садам после Стигги, они проходят мимо скульптуры пеликана, клюющего свою собственную грудь, чтобы накормить своих птенцов своей кровью. Аллегория благородной жертвы, а также великой любви — как говорит нам Лже-Цири.
«Ты думаешь—» он повернул её лицом к себе и поджал губы «—что разорванная грудь болит меньше из-за этого?» «Я не знаю...» — заикнулась она. «Ваше Императорское Величество... Я...» Он взял её за руку. Он почувствовал, как она дрогнула; дрожь пробежала по его руке, руке и плечу. «Мой отец,» — сказал он, — «был великим правителем, но никогда не имел склонности к легендам или мифам, никогда не имел времени для них. И всегда их путал. Когда он приводил меня сюда, в парк, я помню это как вчера, он всегда говорил, что скульптура изображает пеликана, восстающего из пепла.» — Эмгыр вар Эмрейс и Лже-Цирилла, Владычица Озера
Трудно отложить собственные травмы и не передать их дальше. Позволить детям быть свободными и не принести их в жертву судьбе — значит разорвать собственные узы, окаменевшие и приковавшие к пути, и ощутить всю боль, нащупывая в темноте дорогу к ним. Отец Эмгыра, возможно, был не столь уж неправ, хотя его мысль тогда была сосредоточена лишь на том, чтобы сделать ребёнка продолжением самого себя. Но цикл смерти и возрождения всегда начинается и завершается в том, чему мы даём жизнь. Давая детям шанс — прежде чем будет слишком поздно, — мы даруем его и себе.

Найдя в своем сердце силы оказать своей дочери любезность, которую его отец Фергус никогда не оказывал ему — позволив Цири быть свободной — Эмгыр позволяет умереть той части себя, которая определяла всю его жизнь. Его цель перестает оправдывать средства. Он разрывает цикл на краю пропасти, к которой он их привел, и таким образом позволяет возможность новых начинаний для себя и для Цири.
В некотором смысле, Лже-Цирилла и Эмгыр получают концовку, которую могли бы получить Цири и Ауберон, если бы...
В пепел
История Ауберона достигает принципиально иного разрешения.
«Что означает копье с окровавленным лезвием? Почему страдает Король с пронзенным бедром и что это означает? Каков смысл девы в белом, несущей грааль, серебряную чашу—?» — Галахад, Владычица Озера
Галахад задаёт те вопросы, которые невинный Персеваль в Истории о Граале так и не задал, тем самым упустив шанс освободить Рыбака-Короля от проклятия. Король-Рыбак — хранитель тайн, среди них и Святого Грааля. Но рыцарю с сияющим мечом надлежит искать освобождения Короля-Рыбака не ради выгоды, но потому что так поступает человек.


Сапковский утверждает, что ближе всего ему версия Вольфрама фон Эшенбаха в Парцифале:


«Не будем ждать откровения и веления свыше, не будем ждать Deus vult. Будем искать грааль в себе. Ведь Грааль — это благородство, это любовь к ближнему, это способность к состраданию. Подлинные рыцарские идеалы, путь к которым стоит искать, пробираясь сквозь дикий лес, где, как говорят, “нет дороги, нет тропы”. Каждый должен найти свой путь сам. Но неправда, что он только один. Путей много. Бесконечно много… Быть человеком — важно. Сердце».


«Я предпочитаю гуманизм Вольфрама фон Эшенбаха и Терри Гиллиама причудам угрюмых цистерцианских книжников и Бернара Клервосского…»

— А. Сапковский, Мир короля Артура
Невообразимая печаль в глазах Ауберона выдает страдание Ольхового Короля — аватара Короля-Рыбака. В той мере, в какой история об эльфах и людях разворачивается в Ведьмаке, все эльфийские мужи разделяют судьбу Короля-Рыбака: они — хранители своего Грааля, эльфиек. Пережив смерть жены и дочери, став свидетелем увядания амбиций и разрушительных последствий, Ауберон утратил свою династию. Рана Короля-Рыбака символизирует невозможность оставить наследника.
Правитель, который и защитник, и воплощение своей земли, но остаётся бесплодным или без наследника, приносит дурное предзнаменование для государства. Ауберон потерял источник силы своего народа, оставив эльфов рассеянными и пленёнными в мирах. С потерей дочери он потерял больше, чем целый мир.

Сострадание — согласие на со-страдание​


«Лара». Старший Король повёл головой и тронул шею, словно царский торк душил его. «Caemm a me, luned. Приди ко мне, дочь. Caemm a me, elaine». Цири ощутила дыхание смерти в его словах.
— Ауберон Мюиркетах, Владычица Озера
Только время покажет, что потребуется Цири, чтобы стать дочерью эльфов и быть принятой как таковая.
В Владычице Озера Цири проходит через теневой мир Старших как воплощение судьбы. Её шаги вносят разлад, движение и перемену в застывший янтарь эльфийской утопии, где веками ничто не менялось, не умирало и не возрождалось. Она — предназначенная и судьба, разрушение и возрождение, песчинка в шестерёнках великого механизма; странная девочка. Дитя надежды и Богини, что должна быть Тройственной.
«Зирэаэль,» — сказал он. — «Loc'hlaith. Ты действительно судьба, О Владычица Озера. Моя тоже, как оказывается.» — Ауберон Муирцетах, Владычица Озера
Лара мертва. Дочь Эмгыра всё ещё жива. Ауберон больше ничего не может сделать для Лары, и поэтому лед в сердце Ауберона кристаллизовался. У Эмгыра всё ещё есть шанс; он там, где когда-то был Ауберон. И всё же есть одна вещь, которую Цири, девочка-ведьмак, всё ещё может сделать для Ольхового Короля; и для себя. Её присутствие в этом мире, в конце концов, также является частью её истории взросления.
«Va'esse deireadh aep eigean... Но,» — закончил он со вздохом, — «хорошо, что что-то начинается.» Они услышали протяжный раскат грома за окном. Буря была всё ещё далеко. Но она приближалась быстро. «Несмотря на всё,» — сказал он, — «я очень не хочу умирать, Зирэаэль. И мне так жаль, что я должен. Кто бы мог подумать? Я думал, что не буду сожалеть об этом. Я прожил долго, я испытал всё. Мне всё наскучило... но тем не менее я чувствую сожаление. А знаешь что ещё? Подойди ближе. Я скажу тебе по секрету. Пусть это будет нашим секретом.» Она наклонилась вперед. «Я боюсь,» — прошептал он. «Я знаю.» «Ты со мной?» «Да, я с тобой.» — Ауберон Муирцетах, Владычица Озера

Единственный способ для Цири-рыцаря Грааля обрести своё истинное «я» — Грааль — это исцелить страдания Старшего Короля, снять с него проклятие. Став судьбой Ауберона, Цири должна замкнуть круг; дать ему завершение. Ауберон никогда бы её не отпустил, ибо его сердце уже недосягаемо для оттепели. В отличие от Эмгыра, Ауберон не повторяет мотив избавления своей крови или своей любви от страданий — и потому умирает. Цири же осознаёт, что Ауберон страдает. Она открывает в своём сердце способность к состраданию — даже к тем, кто ей причинил зло. И потому Цири должна сделать то, что может только она, ибо важнее всего — оставаться человеком. Сердце. Жертва правителя на алтаре власти включает и его собственное сердце, и потому у сердца никогда не должно быть только одно воплощение, но всегда два; всегда.

Уроборос и судьба​


«Времени подобен древний Уроборос. Время — это ускользающие мгновения, песчинки, что сыплются сквозь стекло часов. Время — это те события, которые мы так охотно стремимся измерить. Но древний Уроборос напоминает: в каждом мгновении, в каждом событии скрыты прошлое, настоящее и будущее. Вечность таится в каждом миге. Каждое прощание есть одновременно возвращение, каждое расставание — встреча, каждое возвращение — уход. Всё есть одновременно начало и конец.
И ты тоже, — сказал он, не глядя на неё, — одновременно начало и конец. И, раз уж мы говорим о судьбе, знай: именно в этом твоя судьба. Быть началом и концом. Понимаешь?»
Она помедлила, но его сияющие глаза вынудили её ответить:
«Да».

— Ауберон Мюиркетах, Владычица Озера


Став Старухой-Смертью для Ауберона, Цири так и не становится Матерью-Богиней в книгах. Это выбор, который она должна сделать сама, и время для такого выбора всё ещё впереди. Каждый должен найти свой путь самостоятельно. В некотором смысле, однако, оба правителя служат отцовскими фигурами, способствуя уходу Цири на путь самопознания. И, как мы знаем, однажды Aen Seidhe покинут мир Геральта. Возможно, и это тоже знали Знающие, и только по этой причине Ауберон никогда не мог отказаться от выполнения своей цели в этой части истории Цири.
Что-то заканчивается, но что-то также начинается. Судьба, как бы ни была она проклята, должна свершиться до конца.

В этом и надежда, и освобождение.
Сноски
Могла ли Зимняя Королева быть Шиадаль? Почему нет-почему нет...
 
Сверху Снизу