Очень жаль, что роль Фейд-Рауты не досталась Тому Глинн-Карни, который просто создан для неё, Остин Батлер тоже ничего, но он слишком слащавый и напоминает Шаламе, как бы сказала
Черт из табакерки, «ещё один готический принц» (в идеале его следовало ввести таким, какой он в «Элвисе», неизвестно, насколько его изменят в «Дюне», учитывая, что у Вильнёва все обитатели Гьеди Прайм лишены волос, кроме Гурни Халлека и Дункана Айдахо, который, если верить приквелам, тоже оттуда родом, что странно, также непонятно, почему Мохиам как ни в чём не бывало прилетела к барону, чего, кстати, не было в книге, и они спокойно поговорили, учитывая их отношения в приквелах, которые вроде как канон и по ним готовятся снимать сериал «Дюна: Сестричество»), а у Тома вполне злодейское выражение лица и определённое внешнее сходство с Фейд-Раутой плюс он побрил голову в духе вильнёвской «Дюны», а кроме того, он предпочтителен в этой роли благодаря своему сходству с сериальным Джоффри, который списан Мартином как раз с Фейд-Рауты (наряду с Тирионом, Псом, Рамси и ЮГ, в их случае сходство чисто сюжетное, причём ЮГ также сюжетно косплеит дочь Фейд-Рауты, которую Фенринг с женой пытались посадить на престол, что в итоге стоило ей жизни, но это, скорее всего, совпадение), что наиболее заметно в черновике, где у него должен был состояться итоговый поединок с Роббом, который Робб выигрывал, покалечив Джоффри, но в итоге погибал в битве, впоследствии Мартин изменил Джоффри, сделав его более трусливым и слабым, хотя отголоски его первоначального образа остались в сцене тренировки в Винтерфелле. Аналогичная ситуация в отношении Дейва Батисты – жаль, что его не взяли на роль Горы, он бы идеально вписался в его образ (взять хотя бы фильм «007: Спектр», где он откосплеил Гору, выдавившего глаза Оберину), который, в свою очередь, списан с Раббана наряду с Рамси, Бейлоном и Серсеей (в двух последних случаях сходство также чисто сюжетное), интересно, что Мартин поменял их характерами и распределил в разные семьи одинаково равномерно, дав каждому по младшему брату и сестре, что придаёт особый смысл отношениям Пса и Сансы, которую также можно назвать альтернативной дочерью Лето (и одновременно Ирулан, которая изначально являлась гордой и высокомерной и должна была погибнуть в «Мессии Дюны», но затем осталась в живых и переосмыслила свои взгляды), ставшего прообразом Неда, и которая по ходу сюжета состоит в разных отношениях с Джоффри, Псом и Тирионом, тогда как в «Дюне» планировался брак дочери Лето и Джессики с Фейд-Раутой, в котором должен был родиться Квисац Хадерах. Стоит заметить, что в черновике Харконненов почти не было, Джоффри приходилось одному за всех отдуваться, зато потом Мартин перенёс в ПЛИО всю семейку, как разделяя, так и соединяя их, больше всего в этом отношении повезло барону – он разделён на 6 персонажей: Тайвина, Русе, Мандерли, Кразниса, Йеззана и Иллирио, из них последний является наиболее приближённым к прообразу (между прочим, роль Иллирио в пилотной серии исполнил актёр, сыгравший барона в сериале «Дюна»), также в Ланнистерах Мартин соединил Харконненов и Коррино (символом Коррино был золотой лев на алом фоне) – Тайвин объединяет в себе Шаддама и барона (в свою очередь, Шаддам разделён на Тайвина, Эйриса и Тириона в плане отцеубийства), Серсея списана с Венсиции и Ирулан, а Томмен с Фарад'на, лишь Джейме и Мирцелла являются самостоятельными персонажами. Атрейдесы, в отличие от Харконненов, сосредоточены прежде всего в пределах дома Старков, что прежде всего касается Пола, которого в той или иной степени косплеят Нед, Робб, Бран и Джон, причём Нед объединяет в себе Пола с Лето I (ВБ также является деконструкцией «Дюны», поскольку Старки по итогу ничего не получили, а Джон Аррен вполне может оказаться ещё одним бароном), а Бран – с Лето II, Кет во многом схожа с Джессикой, Арья с Алией в детстве, а также с лицеделами и Фенрингом, который, в свою очередь, разделён на Вариса и Мизинца, причём Варис ещё является лицеделом и правдовидицей императора, а Мизинец – мастером тлейлаксу, Мандерли также косплеит Суфира Хавата, а Родрик Кассель напоминает Гурни Халлека. Вообще черновик почти полностью воспроизводит сюжет «Дюны», разве что в придачу к Неду Мартин слил ещё Кет с Роббом, затем он внёс некоторые изменения: передал Кет от Брана к Роббу, дал Арье новую увлекательную линию, которую также позаимствовал у «Дюны» (безликие схожи с бене тлейлаксу), возложил вину за взятие Винтерфелла и убийство Робба на Грейджоев, Болтонов и Фреев, которые отпочковались от Ланнистеров, и тем не менее сюжет первых трёх книг можно назвать неким аналогом марвеловского мультсериала «Что, если...?» по отношению к «Дюне», где Пол проиграл и погиб, Джессика превратилась в жуткую злобную нежить, Фейд-Раута был отравлен Мохиам, а альтернативный Фейд-Раута убил барона (если подумать, таковым является и последняя книга по отношению к первой, где барон убил Алию, Юэ убил барона, а Пол сошелся в поединке со своим гхолой), правда, Тирион не стал лордом УК и бежал в изгнание, также не случилось противостояния Джона и Джоффри, которые наиболее приближены к своим прототипам. Отдельно выскажусь о Дени, которая также списана с Пола, причём в её случае сходство является наибольшим – во-первых, оба появились на поколение раньше – Квисац Хадерах должен был родиться у дочери Джессики, а Дени должна была стать матерью «жеребца, который покроет весь мир», являвшегося мессианской фигурой в дотракийском пророчестве, тождественной АА и ОП, именно его, а не Дени боялся Роберт, посылая к ней убийц, во-вторых, сложно не заметить сходства при побеге беременной Джессики с Полом в пустыню и отправлении беременной Рейллы с Визерисом на ДК с последующим рождением дочери, в первой книге они вообще бежали ночью, впоследствии Мартин заменил побег официальной эвакуацией, в обоих случаях Мартин использовал инверсию мальчик-девочка, брат-сестра, поменяв их местами (Визерис под конец так же обезумел и обернулся против Дени и её ребёнка, как Алия обернулась против Пола и его детей). Наконец, оба являются мессианскими фигурами гигантского масштаба, окруженными легендами и предсказаниями, которые становятся символами масштабных событий, в итоге изменивших мир, при этом действия Дени в ЗР аналогичны джихаду Пола, когда, руководствуясь благими побуждениями, они пытались построить новый мир, что привело к значительным потрясениям и жертвам. Стоит заметить, что сериал заметно усилил некоторые линии, заимствованные из «Дюны»: открытое противостояние Джона и Рамси; брак Сансы и Рамси; отношения Джоффри и Маргери, которых в книгах практически не было, в сериале получили развитие и напоминают отношения Фейд-Рауты с Марго Фенринг, также установившей над ним контроль с той лишь разницей, что Маргери для этого не понадобились приёмы Бене Гессерит, да и образ сериальной Маргери напоминает Марго и Ирулан в сериале «Дюна», которой досталась линия Марго; отношения Робба и Талисы в сериале также подобны отношениям Пола и Чани, прошедшим через всю их жизнь; убийство Дени Джоном напоминает поединок двух гхол Пола из последней книги. Следующее сходство в обоих случаях является неканоничным и взято из сериала «Дюна» – Дени послала Дорею к Ксаро с целью вступить с ним в связь и выведать важную информацию, как Ирулан посылала свою приближенную к Фейд-Рауте с аналогичной целью, но если она честно выполнила задание, то Дореа предала Дени и причинила ей ощутимый вред, за что получила заслуженное возмездие; также имеется некоторое сходство с сериалом «Дети Дюны» – сериальные отношения Дени и Джораха напоминают отношения Венсиции с Тайкаником, которые также изменены в подобном ключе, Алия во многом схожа с Дени из последних серий, а Дункан Айдахо – с сериальным Джоном как внешне, так и характером (чего стоит сцена, где он грустно наблюдает, как Алия изменяет ему с Джавидом, невозможно даже представить подобное в исполнении Момоа, если, конечно, Вильнёв дойдёт до этих событий, хотя я слышала, что он хочет экранизировать лишь две книги, с чем я не согласна, поскольку вторая и третья книги гораздо более тесно связаны между собой, чем первая и вторая, пусть лучше остановится на первой книге, если не хочет экранизировать всю первую трилогию). Также интересно, что во многих произведениях, написанных Брайаном Гербертом и Кевином Андерсоном, имело место обратное заимствование сюжетов ПЛИО прежде всего в отношении героев, перенесённых Мартином из «Дюны» (хотя, возможно, это просто совпадение) – поездка Лето в столицу и участие в политических играх, что в итоге привело его к трагичному концу, покушение Фейд-Рауты на Пола с целью доказать барону, что он является его достойным наследником, убийство Венсицией мужа, убийство Раббаном отца, охота на людей и игнорирование недвусмысленного приказа Моритани, повлекшее за собой поражение, взаимодействие Раббана и Фейд-Рауты с опасными для людей собаками и их нападение на Фейд-Рауту, наконец, Красная свадьба, устроенная Джессикой, а в поздних приквелах сюжет ещё заимствован из ЗВ (возможно, потому что Андерсон писал книги и по ним), с которыми у «Дюны» также много общего – и Шаддам, и Пол сражались с повстанцами, причём Пол даже уничтожил их планету подобно Палпатину, своеобразная деконструкция ЗВ, как и мастер меча школы Гиназа, схожей с орденом джедаев, устроивший теракт, чтобы быть вписанным в историю, или последняя жена Шаддама, являвшаяся тайным агентом повстанцев, которую они ему специально подсунули, или превращение Шаддама из хитроумного интригана и манипулятора наподобие Палпатина в напыщенного идиота с манией величия, каким Палпатин задумывался изначально, непонятно только (вернее понятно – тогда события последней трилогии были ещё не придуманы, но авторы должны были выстроить цельный сюжет), почему одни повстанцы не поддержали других и почему о них никто не помнил ни в одной из предыдущих книг (в начале первой книги Лето в разговоре с Полом упоминал планету Тупайл, где, как оказалось, была тайно сосредоточена их деятельность, но на тот момент об этом не знали ни он, ни сам Герберт). Что мне не нравится в приквелах, так это очернение большинства персонажей и выставление их куда в худшем свете по сравнению с основными книгами (за исключением представителей Космической гильдии, которые, напротив, в значительной степени обелены), а также многочисленные нестыковки в плане сюжета и возраста персонажей, хотя та же проблема присутствует и у Фрэнка Герберта. Несмотря на все недостатки, приквелы интересны тем, что показывают новые планеты и героев с их историей, отношениями и проблемами, тогда как основная серия сосредоточена прежде всего вокруг Арракиса и Атрейдесов, а все остальные лишь упоминаются мельком, к тому же они гораздо легче заходят ввиду отсутствия излишней философии и эзотерики, которых у Фрэнка Герберта в избытке (ИМХО, он явно переборщил с этим).