Властелин колец: разоблачение негативной реакции на небелых актёров в новой адаптации Amazon
Популярное фэнтези Дж. Р. Р. Толкина « Властелин колец» — это произведение эпического масштаба, изображающее расы воображаемых существ в средневековом сеттинге Средиземья, кульминацией которого является битва добра со злом. Экранизации Питера Джексона в начале 2000-х установили иконографию и эстетику, на которых выросли многие фанаты и которые считают почти священными.
Теперь новая адаптация мира Толкина от Amazon выходит на наши экраны в сентябре: «Властелин колец — Кольца власти». Недавние отчёты и недавно выпущенный трейлер раскрыли более подробную информацию о сюжетных линиях, что усилило ожидание.
Но именно разнообразный кастинг, в котором участвуют небелые актёры, играющие эльфов и гномов, вызвал бурю негодования в определенных кругах поклонников Толкина. Некоторые фанаты утверждают, что Толкин никогда не описывал эльфов, гномов или хоббитов иначе как белыми, и заявляют, что кастинг неуважителен к его книгам. Но этот аргумент ошибочен в двух отношениях.
Во-первых, это воображаемые существа, которые не всегда чётко описаны в оригинальных книгах — Толкин больше интересовался метафизическими, чем биологическими вопросами. Тем не менее, есть некоторые свидетельства темнокожих эльфов и хоббитов в черновиках «Сильмариллиона » и прологе «Властелина колец».
Во-вторых, даже если бы Толкин указал, что все эльфы, гномы и хоббиты белые, это всё равно не имело бы значения. Адаптации — это оригинальные культурные продукты, которые могут имитировать, подвергать сомнению, переписывать или интерпретировать исходный материал различными способами. Каждая адаптация — это новый текст. И каждый из них — это возможность обновить устаревшие и неприемлемые образы и найти способы представить и нормализовать небелых персонажей.
Новое изобретение Толкина для 21 века
Как показала специалист по теории адаптации Линда Хатчеон , адаптации приносят «удовольствие от повторения с вариациями». Например, в 2005 году нигерийско-британский актёр Дэвид Ойелоуо получил роль Прометея в греческой трагедии « Прикованный Прометей» . .
Эта версия пьесы представила зрителям чёрного Прометея в цепях, вызывая в памяти образы рабства, добавляя дополнительный уровень сложности Титану, пострадавшему за человечество. Будет интересно посмотреть, как Amazon будет использовать этот выбор актёров для интерпретации, критики или расширения мира Толкина.
Но, как могут рассуждать недовольные фанаты, если у Amazon должен быть разнообразный состав в этой драме, почему бы не придерживаться цветных актёров, играющих темнокожих персонажей в текстах Толкина? Но это увековечило бы и укрепило расистское представление о добре и зле в Средиземье. Несмотря на общее послание Толкина о дружбе и сотрудничестве, и несмотря на его ярость против нацистов, лицо зла в Средиземье неизменно небелое/неевропейское.
Толкиновское изображение орков (легионов злых существ) и людей, вступивших в союз с Сауроном (главным злодеем LOTR), использует множество стереотипов , связанных с ориентализмом, и язык предубеждений, часто встречающийся в литературе эпохи британского империализма (Толкин родился и вырос в поздний викторианский и эдвардианский периоды). Воспроизведение этого разделения на белых и небелых по моральным принципам поддержало бы очень старомодное и вредное приравнивание физических характеристик к моральному выбору.
— Но Толкину бы это не понравилось!
Даже если бы мы каким-то образом знали, что Толкин подумал бы о новой серии Amazon, это не имело бы значения. Автор продал права на «Властелина Колец» ещё при жизни и отказался от права оказывать существенное влияние на любую новую адаптацию.
Но некоторые считают, что Толкин писал « мифологию для Англии » и использовал мифы и тексты из германских культур, которые не имели ничего общего с цветными людьми. Однако Толкин никогда так не называл свою собственную работу. Эту фразу ввёл его биограф Хамфри Карпентер . .
В письме 1951 года потенциальному редактору Милтону Уолдману Толкин заявил, что намеревался посвятить свою работу Англии, но в том же письме также написал, что хочет оставить место для «других умов и рук», чтобы внести свой вклад в его мифологию. .
Но почему публика в наши дни вообще считает Англию белой? Страна превратилась в оживлённый плавильный котел, частью которого являются цветные люди. Почему бы современной адаптации не отразить это?
В любом случае идея о том, что цветные люди не были частью Британии или Северной Европы в древнем и средневековом прошлом, ложна. Например, в римской Британии есть множество свидетельств разнообразия . Что касается викингов, то они не были однородной или «чистой» расовой группой (особенно из-за торговли и набегов).
Совсем недавно такие фильмы, как Тор, по мотивам супергероев из комиксов Marvel показывают фигуры скандинавской мифологии , которых играют чернокожие актёры Идрис Эльба и Тесса Томпсон. Почему адаптация литературного произведения Толкина не может сделать то же самое?
Любая новая адаптация такого любимого фэнтезийного мира, как у Толкина, разочарует некоторых из наиболее «чистокровных» поклонников, но адаптации являются продуктом своего времени и переосмыслением оригинального материала, на котором они основаны.
Как только он выйдет в эфир, новый сериал Amazon будет подвергнут критике как со стороны учёных, так и фанатов за многие его варианты, касающиеся сюжета, характеристик и сеттинга. Но судить о кастинге по цвету кожи и заявлять, что Средиземье исключительно белое, не просто ошибочно, это ясно показывает то, что исследовательница Хелен Янг назвала фэнтезийными «привычками белизны» .
Будучи популярным элементом культуры 21-го века, фэнтезийные проблемы расы, расизма и белых привилегий - это темы, которые жанр еще не рассмотрел полностью. Новая серия Amazon — шаг в правильном направлении.
Авторы:
Димитра Фими
Мариана Риос Мальдонадо