• Приветствуем вас на 7Bastards!

    Большую часть разделов форума могут просматривать только зарегистрированные пользователи.
    Если вы уже зарегистрированы, пожалуйста, войдите в свой аккаунт.
    Если нет — зарегистрируйтесь с помощью кнопки в верхней правой части экрана или на странице https://7kingdomsbastards.ru/register/.

    В случае возникновения сложностей с доступом, пишите нам на sevenbastards@mail.ru.
  • Не пропустите! Начался второй сезон "Дома Дракона"!
    Обсуждать сериал (в целом или отдельные серии) приходите в тематический раздел сериала.

Мифология народов мира (греческая, скандинавская и прочее)

Bratislaw

Обитатель
процитируйте пожалуйста первоисточники на этот счет.
что вообще такое "Дьеус", какие его основные деяния, ритуалы и характеризующие качества?
Дьеус - это древнее индоевропейское божество, "Отец-небо". Имя, собственно, так и переводится - "чистое небо", от него же слова "дэв" и "день". В различных мифологиях был вытеснен с поста главы пантеона, но сохранился под именами Тюр, Диевас, Дьяус. Но у греков и римлян остался в качестве верховного бога, как Зевс и Юпитер. Короче, интереснее будет загуглить, может вылезти куча научных статей на тему.
а культ Зевса это не культ Громовержца?
Смешно, но получается, что изначально нет. Громовержец у индоевропейцев носил имена Перун, Перкунас, Парджанья, и вполне себе сосушествовал с Дьеусом-Зевсом в рамках одного пантеона.

Возможно, кстати, что этот миф отражает как раз поглощение культа этого теоритического "Перуна" культом Зевса у греков. Что мог бы смениться глава богов, да традиция победила. С Индрой же, кстати, в этом отношении тоже не всё так гладко. Он тоже какой-то непонятный бог, забравший себе у Парджаньи функции громовержца.
 

BFGIOk

Обитатель
Кстати, давненько мучил вопрос - что этот персонаж (тот, кто должен был убить Зевса) за божество? У кого какое мнение?
между прочим, сегодня ноосфера в лице блога равноапостольного диакона Кураева сообщила мне, что Ахилл не был сожжен, а был украден Фетидой и погребен на острове Змеиный. И там, говорят с ним можно вступить в общение, как с божеством. Пхнглуи мгвлнафх Ахилл Змеиный вгвнахл фхтагн!
 

BFGIOk

Обитатель
Разве Индре не поклоняются до сих пор?
Индра-пуджа, проводившаяся в ежегодный праздник, запрещена по сей день самым реальным образом. На ее месте инсталлирован кришнаитский фестиваль.
а там насколько я помню предполагалось театрализованное представление, воздвижение столба Индры и пр.
исключением являются пара внешних по отношению к современной Индии государств (не помню каких), до которых видимо кровавый Кришна не дотянулся, и небольшое, в тыщу человек, племя в самой Индии, где не было контактов с внешним миром долго и говорят на живом санскрите.
я не вдавался в детали, думаю что Индре затруднительно построить публичный храм или принести жертву с применением специально обученных людей.
я не смог нагуглить ни танец Индры, ни процесс жертвоприношения.
только вот, музыкально-гимновое

но кагбэ из пантеона он никуда не делся (хотя его мифический масштаб уменьшался непрерывно и монотонно с ведических времен)
и, как правило, условно-положительный персонаж в кино и сериальчиках (хотя роль зарешивателя у него узурпировали разные шивы кришны и прочие ганеши)
немного шизофренично.
(ткж, миф например где Индра соблазнил жену мудреца, она соблазнилась из любопытства, а потом по проклятию муша у Индры на теле выросла тысяча влагалищ, впоследствии ставшая глазами, нынешней пуританизированной культурой изображается так гламурно-приторно, что лучше вообще не изображать. цензура.
а оно все сложно связано с большими пластами матчасти, я так понимаю что рожденный тогда ребенок это Начикетос например)
даже непонятно, если б я скажем был главбрахманом с картбланшем, что с этим делать чтоб привести в целостную эргономичную форму.
тащемта, по поверхностному знакомству с ланкийской кинокультурой я бы сказал, что ланкийцы намного больше уважают Индру, чем современные индийцы.
 

BFGIOk

Обитатель
Можно поподробнее?
не ручаюсь за точность всех деталей, (кришнаиты не считают честность особой добродетелью) но фцелом как-то так. может быть, имеет смысл погуглить на английском языке.
 

BFGIOk

Обитатель
думаю, что религиозные требования Индры жить быстро и умирать молодым с ростом царств и т.д. разошлись с императивами царей, и особенно лично Кришны (по всей видимости, не очень сильного и храброго, возможно даже и правда вегана).
Кришна почти всю жизнь бегал и даже переносил свой город подальше от горячо любивших его соседей, а это дикое западло по меркам Индры ("где милые гости, те цари что не показывали врагам спины?" интересуется Индра в сказании "О Нале") соответственно когда Пандава победили Кришна ему страшно отомстил.
Так я вижу суть истории.
 

BFGIOk

Обитатель
Ну, Индра сам от асуров регулярно бегал.
полагаю, важно то, что Индра не убежал перед драконом, когда убежали все.
также, как важно, что Шива не отказался от халахала, когда отказались все.

тональность ригведы и эпосов очень различна, но тут возможно играет роль, что ригведа сборник хвалебных гимнов, предназначенных для ублажения божества и вступления с ним в контакт, а не для проведения научного исследования.
 

Гагарион

Авантюрист
а культ Зевса это не культ Громовержца?
Смешно, но получается, что изначально нет.
Ну кстати, сам по себе Зевс не громовержец, просто у него есть банхаммер молниемет, который ему подогнал Гефест.
 

Sutarian Captive

Эльф Новеллист
Ребят. Я фактически недавно начал изучать вайнахскую мифологию. Хотя книги про неё читал ещё в детстве. Эти книги утеряны, я пишу опираясь на память. И хотел спросить про аналоги местных богов, есть ли схожие в мире.

Так вот, я читал книгу сто летней давности "Сказания древних Вайнахов" где автор (увы не помню имя) пытался соединить истории в одно целое, и давал описания внешности богам. Этой информации нету в других источниках так как увы книга "не взлетела".
Боги:
Демиург, создатель всего и вся. Он создал мир, который состоит из трёх частей. Верхний, срединный и нижний. Которые окружает космос. В более позднец версии он вполне активен и наказывает людей. Хотя в ранней версии Бог не вмешивался в дела людей и природы, оставляя им выбрать каким путём идти
В поздней версии упоминалась как мать, дочь или жена Бога солнца Гéлы. Но в ранней версии, она предстаёт богиней тайн и всего загадочного. Многие колдуны и ведьмы пытались постичь её знания. Её супруг бог Кинч
Бог сновидений и предвиденья, он и его жена Аза, зажгли звёзды и создали солнце и луну. В поздней версии имя Кинч носит женщина, которая просто упоминается как мать лунного божества
Бог грома и огня, крайне противоречивый, он упоминается как самый почитаемы, но его скорее бояться чем любят. Он приковал цепями человека/нарта Пхармата к горе, за то что он украл огонь и отдал его людям. Пхармат был обречён на вечные мучения, каждый день к нему прилетела орлица Ида и клевала печень, которая за ночь снова выростала. Но много лет спустя его спасла дочь Сéли, Сата. Он довольно часто насылал на людей грозы и ливни. Женат на своей сестре Дарзе, от которой имеет семь сыновей. Внешне его описывали как бледнокожего, черноволосого и сероглазого. С узкими чертами лица и орлиным носом. Носит на голове обруч с глазом Елты на лбу
Богиня вьюг и снега. Крайне ревнивая и обидчивая богиня. Её брак с братом некоторые боги сочли мерзостью. А когда она предложила Тушоли сделать тоже самое (выйти за брата) та оскарбила её, и они стали враждебно относиться друг к другу. Считает себя главной богиней, и лучшей во всём. Силой зимы может творить невероятные вещи. Любит мужа (как и он её, но Дарза в отличии от Сéли не изменят ему) за измены преследует его любовниц. Больше всех ненавидит Сату, дочь Сéли от смертной женщины. Внешне описывается как румяная, беловолосая, красивая женщина средних лет. Казалось будто она постоянно ходит озлобленная на весь мир
Богиня природы и плодородия. Покровительница женщин. Она и её брат Елта, очень любят людей и всегда стараются им помочь. Люди очень любят и почитают её. Тушоли творила невероятные чудеса с растениями на праздники и давала плоды. Ей молились роженицы. Она научила людей земледелию. В наказание за её через мерное вмешательство в жизни людей, Сéла послал пещерного монстра, который изнасиловал Тушоли. От её горя и слёз пришла засуха и земля больше не давала плоды. Лишь когда люди убили её насильника и преподнесли ей его голову, Тушоли улыбнулась и вновь земля начала цвести. Но не так как раньше, людям пришлось стать более самостоятельными. Её описывали как зрелую женщину, с рыжими волосами, зелёными глазами, красноватого загорелой кожей и доброй улыбкой. Её имя значит удод, её тотемное животное. Её настоящее имя Латта (земля)
Бог охоты и скотоводства. Покровитель мужчин и животных. Почитался на ровне с его сестрой Тушоли. Скакал по лесу верхом на белом олене. За то что научил людей охоте и скотоводству, Сéла лично вырвал его глаз. Помогал нартам. Внешне он походил на зрелого, коренастого мужчину, с растрёпанными русыми волосами, загорелой кожей и одним голубым глазом
Бог подземного мира. Мудрый и справедливый судья. его описывают сидящим в башне воздвигнутой из костей. К нему не раз обращались за советом нарты. Был влюблён в смертную девушку, которой родители дали имя Йалита (умри). Является братом Тушоли и Елты
Богиня свободного и независимого духа, покровительница искусств и ремёсел. Она родилась в результате того что Сéла изнасиловал мёртвое тело её матери. Её ростил и воспитывал Сэска Солса, старый нарт который любил её как свою собственную дочь. Вся её жизнь полна приключений. Больше четверти "Сказаний древних Вайнахов" посвящено её жизни, смерти и вознесении до статуса богини. Будучи ещё живой отправилась в загробный мир, где сдружилась с Эштром. Когда Сéла впервые увидел свою дочь, он возжелал её "Так как она была не только красива, но ликом походила на него" Обманом она получили от него волшебное кольцо, а с помощью его короны смогла спасти землю от чудовищ, но погибла сама. А после вознеслась до богини. В поздней версии почти всю её историю убрали, оставив лишь её зачатие и то как она помогла Пхармату. Так же вместо богиней свободного духа, богиней невест, искусств и ремёсел. Так же в поздней версии она является женой Гéлы.
Была дерзкой но доброй, приёмный отец обучил её всему тому, что можно было бы обучить сына. Любила рукоделие. Её имя значит иволга, её тотемное животное. Внешне, Сату описывали как красивую, стройную, высокую девушку с белой кожей, серыми глазами и длинными чёрными волосами, которые она в знак своей независимости носила распущенными. Но в одежде предпочитала закрытые платья синего или серго цвета.
Богиня ветра, когда она злиться на людей, насылает ветры и губит посевы, разметает копна и стога. Однажды Сéла увидев Мох погнался за ней, Мох думая что он с ней играет начала убегать, как бы не старался Сéла, догнать её он не смог. Её описывают как выглядящей очень юной
Богиня воды. Хи-нана заставляет воды течь, не отдыхая ни днем, ни ночью. Только за полчаса до рассвета она засыпает на какое-то мгновение, а все остальное время она работает. В этот же миг, когда Хи-нана уснет, вода не движется, застывает и густеет. Шовда - это добрый дух, который сочувствует людям и предупреждает их о бедствиях. Являясь в общество, которое должно настигнуть несчастье, она горько плачет и тоскливо поет песни, похожие на причитания над умершими. Верхняя половина туловища у нее как у человека, а нижняя как у рыбы. Выходя на сушу, у неё вырастали ноги покрытые чешуёй. Её имена значят матерь-вод (Хи-нана) водопад (Шовда)
Богиня болезней, она не чувствует ни радости, ни сожаления за свои действия. Она приходит тогда, когда казалось бы всё хорошо. Она ненавидит и завидует Тушоли, но сама меняться не хочет. Она считает праздники глупыми, но обижается когда её не приглашает. Являлась людям в образе высокой женщины с перекинутой через плечо сумкой. В ней находятся болезни.
Она является сестрой Хэла и Эштра, подчёркивается что она и Хэла не являются братом и сестрой Елта и Тушоли.
Бог тьмы, хаоса и раздора. Покровитель комедии. Для кого трагедия для него комедия. Он воспринимает нечто ужасное как шутку. Любит сеять хаос и жестоко шутить над людьми и богами. Желая узнать самые сокровенные тайны своей жертвы что бы шантажировать её. В спокойном состоянии он может ограничиться лишь колкими шутками. Он любит пугать людей, его жертвами становяться люди, которые ночью находятся не дома. Внешне он походил на одновременно и красивого и жуткого юноши. С постоянной улыбкой. У него есть сестра Уна и брат Эштр. Подчёркивается что Тушоли и Елта не являются его сестрой и братом. Влюблён в Сату
Бог солнца. Покровитель атлетичных игр. Супруг Бэтты. Описываться как весёлый коричневый мужчина с жёлтыми кудрявыми волосами.
Богиня Луны, красоты и женственности. Она не можно себе позволить появиться в обычном виде. Она носит красивые белые платья украшенные серебром. Свои тёмные волосы она заплетает в невероятные причёски. У неё белая кожа, большие тёмные глаза и идеальные черты лица
Богиня горной местности.
Бог любви. старший брат Тамаш и Амгали.
Крылатый бог вестник
Бог кузнец, именно у него обучался Пхармат до того как украсть огонь
Бог войны
Бог пастух, хранитель гор. Фактически отец Сэска Солсы
Бог отдыха и лечения. В честь него был назван храм
Бог веселья, покровитель напитков
Чудовище, пожирательница света.
 
Последнее редактирование:

Bratislaw

Обитатель
И хотел спросить про аналоги местных богов, есть ли схожие в мире.
Ну, Пхармат - это явно греческий Прометей, там заимствование (правда вот непонятно, в какую сторону, т.к. я не особо изучала этот миф) видно невооружённым глазом. А Сата исполняет роль Геракла, освободившего его сына Зевса. И имя Эштр напоминает Иштар, или Астар, её мужскую ипостась, бога войны. Хотя тут может быть просто созвучие с абсолютно разными смыслами.

Насчёт же других сказать сложнее. Но по крайней мере, в индоевропейских мифологиях сильно похожих богов нет.
 

Bratislaw

Обитатель
Кого вам напоминает Сата? Помимо Геракла.
Нужно больше подробностей её жизни, а то без них определить сложновато. Но пока что она напоминает мне "сильный женский персонаж", который вырос на народной основе, причём довольно интересным.

И, про рождение ребёнка от умершего - всё хотела написать, но забыла. Так индоарийский древний обряд же, где жену хоронили вместе с мужем, чтоб он "родился от неё вновь". Плюс их же обряд ашвамедха, судя по совпедению с одной латышский сказкой, возможно, воспроизводящий миф о появлении индоевропейцев от прародителя-коня (но судить не берусь). У древних людей вообще были, кхм, странные взгляды на мир, аж порой от таких трясёт.
 

Sutarian Captive

Эльф Новеллист
Нужно больше подробностей её жизни, а то без них определить сложновато.
Эт очень сложно. Так как ранняя версия мифов упоминались лишь в "Сказания древних вайнахов". Истории которая происходит в момент жизни Саты посвящено треть книги, которая сама по себе была довольно большой. А воспоминания у меня довольно туманны. Плюс чуть ли не в каждом селе была своя версия истории.
Помню один из сюжетов.
Она поднимается на гору Башлам(Казбек) обиталище её отца Сéли, что бы спасти Пхармата (почему, не помню) она ранит но не убивает орлицу Идду, и снимает с него цепи. Далее сюжет был таков.
Сата уводит измученного Пхармата, на них нападает ледяные пауки (которые наслала Дарза, узнав от Идды что Сата спасла Пхармата). Но им всё же удаётся спасти.
Оклемавшись, Пхармат говорит Сате что им нужно вернуться на Башлам, только подняться на самую ввысь, в обиталище Сéли что бы добыть священный огонь. Девушка в ярости начинает его попрекать, но всё же понимает что ей тоже нужен этот огонь и неохотно соглашается. С помощью волшебного кольца Саты они уменьшаются и верхом кроликах (да) поднимается на гору. Пхармат прячется, а Сата в открытую предстаёт перед отцом, говоря что желает стать богиней и служить ему. Она поёт колдовскую песнь и усыпляет отца и его слуг. Пхармат забирает горящий уголь и они в ужасе убегают. Проснувшись, Сéла в ярости призывает гром и молнии но парочке удаётся сбежать.
Если вам кажется, что это что то напоминает. Это просто с виду так кажется. Там мотив был совершенно другой, просто это из того что я вспомнил
 
Последнее редактирование:

Нимврод

Обитатель
Сверху Снизу