И так, снова про Конину
Классический Конан Роберта Говарда, Лайона Спрэг де Кампа, Лина Картера
Хотя произведения Лайона Спрэга де Кампа и Лина Картера считаются частью классической конаниады, они всё же изменили его образ. Говардский Конан, например, не был толирантным товарищем. Он придерживался несколько расистских взглядов. Так что чернокожие друзья, вроде Умо, придуманного де Кампом и Картером как-то не к месту. Кто-то может вспомнить рассках Говарда "Барабаны Томбалку", где у киммерийца всё же был чернокожий друг. Но этот рассказ дописывал де Камп, так что это дружба скорее всего его додумка. Конан имел дело с чернокожими, однако их не сильно жаловал. В чём я с ним солидарен, кстати.
Вообще создаётся впечатление, что де Камп с Картером стараясь писать под Говарда, не особо задумывались над эволюцией персонажа. Ведь каждое приключение - это определённый опыт. И любая последущая история должна как-то считаться с опытом персонажа, если имеет место быть схожесть с прошлым опытом. Но нашу пару последователей это не волновало, им лишь бы что-то написать. Ну а остальных последователей не волновало и подавно.
А ещё де Камп с Картером решили сделать из свободолюбивого авантюриста борца со злом. Хотя себя им Конан осознаёт только под старость лет. Намёк на эволюцию? Хотя и это ставится под сомнение.
Главному герою ещё полагается главный антипод. Им становится Тот-Амон, другой говардский персонаж. Де Камп и Картер приписали Тот-Амону и Конану долгую вражду. А ведь у Говарда они не то что не враждовали, даже не знали друг друга. Киммериец правда о Тот-Амоне наслышан, но имя этого колдуна известно почти всей Хайбории. По Говарду эти персонажи пересикались косвенно, каждый преследуя свои цели. Читая Говарда, можно предположить, что однажды их пути пересекутся так, что только один останется в живых. Но это не будет целенаправленно.
Если из Конана сделали борца с добром, то Тот-Амон дожен олицетворять зло. Конечно по Говарду он был злобным товарищем, имеющим дело с тёмными силами. Однако из него мог получиться вполне неоднозначный персонаж, о приключениях которого можно было написать не меньше, чем о конане. Но де Камп с Картером слили его в банального злодея, желающего править миром и низвести человечество.
Теперь по конкретным произведениям:
Лайон Спрэг де Камп, Лин Картер. "Поединок в гробнице" или "Тварь в склепе"
Довольно простенький рассказ, события которого потом упоминаются во многих романах о Конане. Юный киммериец, сбежав из хайборийского плена, теперь спасается от волков. Оказывается в гробнице, где на него нападает мумия, которой не понравилось, что варвар старается умыкнуть её меч.
Поединок с мумией, благо, неплохо описан. Да и описание события расписано достаточно подробно. И всё же это стоило сделать главой какого-нибудь романа.
Лайон Спрэг де Камп, Лин Картер. "Город черепов"
Типичная фэнтези история. Главный герой в лице Конана, верный друг в лице негра Юмы, девушка героя в лице принцессы Созары и главный злодей в лице Правителя города Римпоче. Последний является жирным непривлекательным уродцем, как и положено злодею. Есть ещё и монстр в виде статуи ожившего бога.
Единственное, что Конан и Созара не будут жить долго и счастливо. Один пойдёт на встречу приключениям, другая окажется у своего жениха. К которому её и везли. Но любовь с Конаном у неё будет, можно не сомневаться.
Роберт Говард. "Ночные тени Замбулы" или "Призраки Замбулы"
Конана пердупреждали, чтобы он не ночевал в таверне Арама Бакша. Чужеземца там исчезают. Но Конану это безразлично, поскольку он заранее заплатил деньги. А его ЧСВ говорит, что он должен получить ночлег. Чтож, комнату ему дали, а заодно чуть не скормили чернокожим людоедам.
Действие происхоходит в Замбуле, где у жителей интересная традиция с рабами. По ночам эти рабы могут спокойно шататься по городу и хватать каждого встречного, чтобы потом скушать. Естественно в большинстве случаев кушают они чужеземцев, ведь местные-то вкурсе, что ночью дома надо сидеть. А Арам Бакша позволяет людоедам похищать своих постояльцев-чужестранцев. Их вещи достаются хитрому трактирщику.
Однако Конана так просто не возьмёшь, да и трактирщику его подлость он не спустит. Но его месть прерывает другое событие. Людоеды хватают девушку, варвар сразу бежит её спасать. Ну а погоня за юбкой является для киммерийца одной из причин вляпаться в историю. Девушка просит убить жреца Тотрасмека, чтобы спасти её возлюбленного. На том лежит заклятие безумия. В награду Конану девушка обещает себя.
Рассказ вообще интересный. Но у меня возник другой вопрос. Роберт Джордан его читал, когда писал свои произведения о киммерийце? Ведь по сути здесь Конан соглашается стать наёмным убийцей. А у Джордана предложения стать убийцей вызывают у него прям таки праведное возмущение. Или убить за золото или убить ради чего-то ещё - это разные вещи? Но ради чего соглашается Конан в этом рассказе? Не ради женщины, кк позже выясняется. До дел Тотрасмека ему нет никакого дела. Как нет дела до возлюбленного танцовщицы. Единственной наградой оказываются деньги и драгоценности.
Лайон Спрэг де Камп, Лин Картер. "Черные слезы"
Конан преследует Варданеса, который предал его и зуагиров. Предатель бежит туда, куда мало кто отваживается идти. Но только не Конан. Тот преследует упорно, да и зуагиров гонит, не смотря на всё их нежелание. Вот наш киммериец и довыделывался. Зуагиры бросили его в пустыне и удрали. Поделом, поскольку никакой необходимости такого упорного преследования не было. Одно лишь конановское ЧСВ.
Оставшись в одиночестве, Конан забредает в забытый город, где правит зло. Тут всё как обычно. Таких заброшенных городов, где лишь местные жители - в Хайбории пруд пруди.
Лайон Спрэг де Камп, Лин Картер. "Гиперборейская колдунья"
Рассказ предшествующий циклу историй последней охоты Конана на Тот-Амона. При чём все эти истории похожи одна на другую. Конан попадает в ловушку, из которой потом спасается. Часто при помощи товарищей.
Лайон Спрэг де Камп, Лин Картер. "Черный сфинкс Нептху"
Конан с сыном начинают охоту на Тот-Амона. Для начала ведут армию в Стигию.
Рассказ является продолжением "Гиперборейской колдуньи". И по сути повторяет её. Конан попадается в ловушку, заодно со всей своей армией. Но не страшно, в итоге все спасутся. А враги будут повержены.
Лайон Спрэг де Камп, Лин Картер. "Алая луна Зембабве"
Тот-Амон бежит от Конана из Стигии в город Зембабве. Конана это не смущает, он со своей армией направляется туда. Не удивительно, наш киммериец славится упорными преследованиями. Но что в итоге? Вспомним предыдущие рассказы: "Гиперборейская колдунья" и "Чёрный сфинкс Нептху". События те же, Конан попадает в ловушку, но чудом спасается.
Лайон Спрэг де Камп, Лин Картер. "Тени каменного черепа"
Вспоминаем рассказы "Гиперборейская колдунья", "Чёрный сфинкс Нептху" и "Алая луна Зембабве". Там было стабильное развитие событий: Конан попадает в лувушку, но чудом спасается. Истории следуют одна за другой, и всё время практически одно и то же. Благо эта история завершает охоту Конана на Тот-Амона.
Лайон Спрэг де Камп, Лин Картер. "Тени ужаса" или "Конан-островитянин"
Алые тени грозят землям Хайбории. И Конан отправляется на Запад, чтобы поставить на место шалунов, их выпускающих. Рассказ вроде и не плохой. Но в духе ли Хайбории? Кристаллические мечи, водолазные костюмы. Всё больше напоминает всякие произведения про затерянную Атлантиду. Это в принципе оно и есть, только во времена Хайбории.
Роберт Говард "Башня слона"
История в духе воровской авантюры в стиле фэнтези. Правда тут фигурирует пришелец из космоса Иаг-Кош. Впрочем не удивительно, тут скорее всего сыграло влияние "мифов Ктулху". Ведь Говард дружил с Лавкрафтом, более того - внёс свой вклад в развитие этих "мифов". А там немалое место занимало нечто неведомое инопланетное.
Роберт Говард, Лайон Спрэг де Камп "В зале мертвецов"
Неплохой рассказ, написанный де Кампом на основе синопсиса Роберта Говарда. Смущает другое. В этом рассказе Конан оказывается в зале сокровищ, где сидят несколько мертвецов. Они естествено оживут...
Возникает вопрос: чем руководствовался де Камп, когда писал этот рассказ или же чем он руководствовался, писав с Лином Картером рассказ "Поединок в гробнице", где более молодому Конану пришлось сражаться с мертвецом из-за меча? Ладно что истории похожи, правда в рассказе "В зале мертвецов" ещё гигантская улитка присутствует. Но создаётся впечатление, что для Конана нападение мертвецов оказалось неожиданно. После событий в "Поединке в гробнице" как то странно. Что и говорить - не утруждали себя де Камп с Картером продумыванием эволюции персонажа.
Роберт Говард, Лайон Спрэг де Камп "Бог из чаши"
Рассказ написан в духе детективной истории. Весьма любопытно. История-то простенькая, но ладно - грешно ждать от рассказа чего-то иного. Сам рассказ по сути не плох. Если исходить из говардский произведений. Если же брать во внимание произведения последователей, что читателя удивит то, что киммериец бужал после того, как разобрался с монстров. И чего испугался - подумаешь змея с челровеческой головой. Мы и не такое видали.
Роберт Говард "Сплошь негодяи в доме"
Не даром считаю Конана родоначальником не только героического, но и антигероического фэнтези. Это видно в различных говардских рассказах о киммерийце.
Название хорошо подходит данному произведению. Конан - вор, соглашающийся ради спасения жизни убить незнакомого ему человека. Да-да, не верьте дядюшке Джордану, у которого Конан напроч отказывается быть наёмным убийцей. Но ладно, в даннм рассказе можно списать на то, что своя шкура - более веский довод, чем кошелёк с золотом. Нанимателем Конана является аристократ Мурило, который бесстыдно сотрудничает с врагами своего государства. Но с киммерийцем он ведёт себя вполне честно. Жрец Набодиус - человек которого должен убить варвар - лицемер, прикидывающийся патриотом, но преследующий лишь собственную выгоду. И Тхаг - зверо-человек, решивший предать своего хозяина.
Есть там и истинные патриоты, однако они играют роль пушечнго мяса. Не проживая долго в рассказе, так что читатель их узнаёт лишь поверхностно.
Роберт Говард, Лин Картер "Рука Нергала"
Произведение в духе конаниады. Армия Илдиза, в которой находился Конан, терпит поражение в битве с легионами Мунтассем-хана. Варвар остаётся в живых, теперь предоставлен себе. Однако натыкается на девушкк, которая предлагает ему поработать на её хозяина Аталиса. Поработать в качестве убийцы. Жертвой должен стать тот самый Мантассем-хан.
Третье произведение, где я вижу Конана, соглашающегося быть наёмным убийцей. При чём тут именно за золото. Видимо именно эти произведения прошли мимо Роберта Джордана, когда он писал о варваре. Так Конан подобные предложения считает оскорбительными.
Роберт Говард, Лайон Спрэг де Камп "Кинжалы Джезма"
Не смотря на своё ЧСВ, Конан обладал здравым смыслом. И знал что если ссоришься с сильными мира сего, то стоит делать ноги. Это вам не колдуны и чудища, с которыми можно расправляться. Оказавшись в немилости у Туранского короля, Конан со своими козаками скрывается в горах Кезана. Там находит город, где проповедуется какой-то мрачный культ Джезма. А ещё варвару предстоит встреча с одним старым знакомым, испытывающим к киммерийцу отнюдь не добрые чувства.
Произведение в общем верно духу конаниады.