Поворот кругом и придурки с броневиками сменяются лентями, выезжающими на чужом гробу.
Но паразитирование (если хочется красивей – симбиоз: одни дают стенки, другие – голоса) – выигрышная эволюционная стратегия, используемая далеко не только человеком. Да и порой игра слишком скучная, а паблик не интересный, чтобы тратить ни него своё время.
Почему паблик не интересный и там нет игры? А тут дело как раз в культе личностей на броневиках - сложилась ситуация, в которой слова одних людей воспринимаются весомей, чем других, по разным причинам: кто-то хорошо умеет создавать картины пугающих перспектив, кто-то переводить тень на плетень, кто-то вызывать сочувствие и т.д. Таланты сами по себе хорошие, но когда одни люди начинают слишком сильно полагаться на других, игре это вредит: расклад и его возможные варианты становятся предсказуемы и скучны – велика вероятность, что проголосуют за броневик.
В итоге игроки, поиграв в противостояние разок-другой, получают от этой игровой ситуации всё, что можно получить, и прибегнут к другой стратегии – сохранения сил, считая что вкладывать силы в спор с ними просто нет смысла.
Кто в этом виноват? Человеческая психология.
Ой, а ещё просто есть стратегия, где игрок старается не отсвечивать!
Можно ли эмоционировать? Мафия для меня - игра не только про просчёты, но и про харизму и блеф, попытки оставить намёки для тех, кто в теме – использование эмоциональных тем вполне оправдано. Но делать это можно как достойно, выходя из своей роли в постигровом обсуждении, так и нет. Иначе причудливые личные особенности быстро начнут вызывать негативные чувства, которые вам поспешат вернуть. И если с кем-то это происходит регулярно и с разными людьми, то стоит попробовать взглянуть на себя со стороны.
Короче: проблемы есть. Тысячи лет мыслители, философы, социологи, психологи, утилитаристы изучают социально поведение человека и устройство социума, которое Кайвасса повторяет в миниатюре. Мы здесь точно никаких революционных идей не породим, но можем отметить, что такое существует и стараться делать игровые суждения помня о них.