Какое жуткое - и одновременно утешительное - чувство, что давным-давно в одной далекой галактике сняли фильм про нас - буквально про нас, граждан России в 2022 году. Можно соглашаться или не соглашаться с моей интерпретацией увиденного, она, как и любое мнение, субъективна, но с силой художественного высказывания спорить сложно, а ее здесь в избытке. Без преувеличения можно сказать, что "Андор" - это лучшее, что случилось со вселенной ЗВ со времен "Последних джедаев". Кто бы мог подумать. И странным образом низкие рейтинги здесь работают так же, как мнение Людмилы Прокофьевны Калугиной о сапогах - фандом, в массе своей застрявший на стадии пятилетних детей, которым надо, чтобы все было "как раньше" и "по правилам", то есть не менялось, и чтобы одна и та же сказка рассказывалась снова и снова сотни раз - ожидаемо не впечатлились.
Критики сериала ругают его за потерю сказочного эскапистского духа, который всегда был частью вселенной Лукаса, но проблема в том, что существовал этот дух по сути только первой оригинальной трилогии и шел рука об руку с авторским оптимизмом и верой в победу республики. Уже во второй трилогии мы увидели совершенно обратный процесс - сползание республики в политические дрязги, подготовившие почву для диктатуры, вязкую душную атмосферу интриг, взаимного недоверия и двойной морали - и стилистика тоже начала ехать, распадаться и утрачивать свою стройность. НУ а в трилогии сиквелов вообще остался один симулякр, пустая оболочка, в которой не осталось ни оптимизма, ни эскапизма, один Адам Драйвер отдувался за всю галактику (и он - одна из немногих вещей, оправдывающих существование трилогии в принципе). Так что я бы не сказала, что сейчас - это то, за что непременно стоит держаться.
Самое забавное, что в сериале, названном по имени главного героя, сам Кассиан Андор почти до самого финала - один из самых малоинтересных персонажей. Куда ярче вышли те, кто его окружает - приемная мать Марва, бывшая девушка Бикс, лидер повстанцев Лютен и их тайный спонсор сенатор Мон Мотма, сержант корпоративной полиции Сирил Карн и управляющая сектором из имперской службы безопасности Дедра Миро и бригадир заключенных в одной из имперских тюрем Кино Лой.
Дисней последовал по пути НВО и набрал отличных по большей части актеров на большую часть ролей - Фиона Шоу (которая, если кто не в курсе, великая драматическая театральная актриса), Стеллан Скарсгард, Форест Уитакер, Фэй Марсэй, Бен Майлс, Кайл Соллер, Женевьева О"Райли, Варадха Сету, Дениз Гоф и другие.
Но одних хороших актеров мало, чтобы сериал получился, нужна еще и история, и мир, в котором эта история разворачивается. Так вот, мир, как я уже сказала, как-то до боли похож на наш. Абсурд бюрократии, "палочная" система правосудия, молчаливое соглашательство большинства населения, пока не трогают лично их, отлично работающая репрессивная машина государства, серое небо, серая мораль. Повстанцы здесь отнюдь не безгрешные герои в белых плащах, а имперцы не вымазаны поголовно черной краской. Дедра Миро, например, последовательна и исполнительна, но она не тупой винтик в машине империи - у нее есть свои идеи, мысли, решения и достаточно сильный характер, чтобы их продвигать, в том числе и за счет коллег, ставящих ей палки в колеса. Сирил Карн, который видит в ней свой идеал и мечтает служить ей, как рыцарь прекрасной даме - служит не за страх, а за совесть, искренне считая повстанцев бунтовщиками и смутьянами. Эпизод, где он вытаскивает насмерть перепуганную Дедру из перестрелки, и между ними вдруг вспыхивает искра, выглядит на удивление свежо и ново, вот что значит подержать зрителя на асексуальном пайке
В свою очередь Лютен в ярком монологе-манифесте, который слушает только запуганный и депрессивный двойной агент, которого он только что заставил продолжить работу шантажом, четко и недвусмысленно проговаривает ,что настоящая революция всегда идет по трупам, причем не только врагов, но и соратников, и сопутствующих жертв, нужных, чтобы привлечь внимание властей. Сенатор Мон Мотма, по сути, продает собственную дочь криминальному авторитету с родной планеты, который за это поможет ей скрыть растраты от имперских аудиторов - пусть эта сделка с совестью и может оказаться девочка во благо. Характерна и разница в паре Вэл/Синта. Если вторая предана делу повстанцев телом и душой, а чувства - дело десятое, то первая на ее фоне все еще выглядит избалованной богатой девочкой, которая заигралась в оппозицию.
На фоне всего этого эволюция самого Кассиана выглядит весьма интересно - да-да, и он при этом все еще один из самых малоинтересных персонажей сериала вплоть до финала
В начале мы не знаем о нем почти ничего - мелкий воришка, запутавшийся в сложных отношениях с бывшей и разыскивающий пропавшую сестру ( Марва и ее муж когда-то забрали Кассиана заброшенной планете, где после техногенной катастрофы остались одичавшие дети колонистов), он трусоват, слегка истеричен и не имеет никаких внятных жизненных целей и перспектив. Лютен видит в нем хорошего наемника на один раз, расходный материал для повстанческой спецоперации, и намеревается впоследствии устранить как лишнего свидетеля. Операция проходит в целом успешно, не считая пары смертей, но имеет далеко идущие последствия как для Кассиана, так и для всех остальных. Поболтавшись без дела на планете-курорте, он попадает в имперскую тюрьму, где и начинает постепенно выковываться тот самый характер, который мы увидели в "Изгое-Один".
Финал сезона шикарен - если до того мы видели смесь социальной драмы с политическим триллером, то последняя серия очень похожа на вестерн, где фигуры на главной улице маленького городка застыли в напряженном ожидании начала перестрелки, и выживут в итоге не все - либо ты быстрый и умный, либо мертвый. Перекличка сцен и все основные персонажи - каждый со своими мыслями, мотивами и чувствами, собравшиеся на крошечном пятачке города на захолостной планетке - создают удивительное по силе напряжение, которое заканчивается взрывом, но отнюдь не победой - и открытым финалом. К сожалению, сезонов будет только два, остается надеяться, что второй будет не хуже.