Нет, это ересь и православным грешно читать эти кощунственные выдумки и бредни
А вот Эфиопская церковь признает
.
Маловероятно. Он был воцерковленным и глубоко верующим католиком. У них тоже весьма не рекомендуется чтение апокрифов, даже в развлекательных целях. Кроме теологов и клириков высших ступеней в иерархии.
Ну, Толкин читал многие произведения, ещё более сомнительные с ортодоксально-христианской точки зрения. Например, откровенно-гностическое "Путешествие к Арктуру" Линдсея. По мнению Алексеева, в "Айнулиндалэ" Толкин как раз
литературно оппонировал Линдсею с точки зрения христианской ортодоксии. Хотя может вы и правы - Линдсей это всё же просто худлит, а не апокриф по Библии.
P.S. Но я это всё к чему. Вы наверняка знаете сюжет, упомянутый во вполне себе канонической Книге Бытия, про "сыновей Божьих", которые входили к "дочерям человеческим", и те рождали им исполинов (насколько я знаю, есть две богословские трактовки этого сюжета - в одной "сыновья Божьи" понимаются как ангелы, а в другой "сыны Божии" это праведные сифиты, а "дочери человеческие" - грешные каиниты, точнее каинитки); апокрифы на "енохические" сюжеты - развитие данного сюжета. Дело в том, что соответствующий сюжет отразился в двух текстах, для Толкина значимых. Первый текст это "О происхождении и деяниях гетов" (готы - любимый древнегерманский народ Толкина) Иордана, где тот описывает происхождение гуннов:
"Король готов Филимер, сын великого Гадариха, после выхода с острова Скандзы, пятым по порядку держал власть над гетами и, как мы рассказали выше, вступил в скифские земли. Он обнаружил среди своего племени несколько женщин-колдуний, которых он сам на родном языке (Patrio sermone) называл галиуруннами. Сочтя их подозрительными, он прогнал их далеко от своего войска и, обратив их таким образом в бегство, принудил блуждать в пустыне. Когда их, бродящих по бесплодным пространствам, увидели нечистые духи, то в их объятиях соитием смешались с ними и произвели то свирепейшее племя, которое жило сначала среди болот, — малорослое, отвратительное и сухопарое, понятное как некий род людей только лишь в том смысле, что обнаруживало подобие человеческой речи". Нетрудно заметить, что этот сюжет выглядит как прозрачная отсылка к сюжету из Книги Бытия - некие нехорошие женщины рождают от злых духов (в христианской парадигме - падших ангелов) неких чудовищных полулюдей (в случае Иордана - гуннов, которых он как гот не любил за разрушение готской державы Германариха). Само описание гуннов полностью перекликается с описанием орков - даже монголоидность орков может быть данью монголоидности гуннов.
Другой текст - это англосаксонский "Беовульф", которым Толкин занимался профессионально, как филолог. В нём Грендель назван потомком Каина, который именуется прародителем всех чудовищ вообще -
"Не рад был Каин убийству Авеля, братогубительству, ибо Господь первоубийцу навек отринул от рода людского, пращура зла, зачинателя семени эльфов, драконов, чудищ подводных и древних гигантов, восставших на Бога, за что и воздалось им по делам их" (отсылка к библейскому сюжету о исполинах прямым текстом). Толкину этот пассаж не очень нравился по личным эстетическим соображениям, потому что в нём эльфы мало того что произведены от Каина, так ещё и поставлены в одну категорию с чудовищами - но не знать он его не мог. Примечательный факт: в этом пассаже из "Беовульфа" в перечне произошедших от Каина чудовищ также упомянуты "орки" (в данном контексте - некие подводные монстры или злые великаны, ЕМНИП), что по-своему иронично, поскольку у самого Толкина орки по основной версии, вошедшей в опубликованный "Сильмариллион", произведены из извращённых злом эльфов. У Шиппи было одно любопытное замечание в его биографии Толкина:
Однако повторим, все современные грехи коренятся в древности. В сцене падения Нолдор/ов/ повторяется фраза из древнеанглийской поэмы «Гномы А», где говорится об «изобретении и закалке ранящих мечей» как о корне всех несчастий. Похоже, что англосаксонский поэт в поисках первоисточника зла оглядывался на Каина с Авелем, а не на Адама и Еву, и видел семена зла в самом искусстве металлургии.
Тут нужен отдельный комментарий. Не знаю уж, читал ли Толкин все эти апокрифические тексты - может, вы правы и не читал, как благочестивый католик - но есть ещё один нюанс. Каина обычно вспоминают в контексте сюжета про братоубийство, но Каин и каиниты, насколько можно судить по Книге Бытия, это ещё и строители (Каин основал первый город - Быт. 4:17) и металлурги (Тувалкаин, потомок Каина, был первым кузнецом - Быт. 4:22). В "Сильмариллионе" Моргот (дьявол) подает нолдор идею сделать мечи в качестве оружия (а Саурон в сюжетах про Нуменор делал новое, более современное оружие уже для нуменорцев). Аналогичный сюжет, кстати, есть в "Первой Книге Еноха":
"И Азазел научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири" (Азазель в "1-ой Книге Еноха" - предводитель падших ангелов).
Ещё в "енохических" апокрифах часто фигурирует праведник Енох, взятый живым на небо (этот мотив упомянут в Книге Бытия - Быт. 5:24). У Толкина живым на небо был взят Эарендиль. Потоп пережил потомок Еноха Ной. Толкин в "Письмах" сравнивал с Ноем Элендиля, пережившего затопление Нуменора. Элендиль - потомок Эарендиля. Ещё в "Письмах" Толкина упомянуто, что у его друга Льюиса,
нещадно копипастившего его идеи, была идея написать произведение про потомков Каина и Сифа.