Клиффорд Саймак - рассказы
Место смерти
Это рассказ зарисовка по самой своей сути. Иначе он ничем быть и не может. Однажды для предотвращения войны люди нашли способ наделить всех даром предвидения. Дар не только помог войну предотвратить. С ним стали бессмысленны биржевые операции, спортивные игры. Стали невозможны какие-либо сюрпризы. В чём-то жизнь стала пресной, такова плата за мир. Такая вот зарисовка, а читателю о ней размышлять самому.
Точная копия
С первого взгляда роман типично саймаковский, но вот концовка несколько странная. Она вроде бы в духе автора, но не совсем. Однако начну с самого начала.
Однажды к Гомеру Джексону, занимающемуся недвижимостью, приходит странный посетитель с необычным предложением. Гомер должен сдавать дома в аренду на участке «Весёлые акры». Необычно то, что сумма небольшая для аренды на 99 лет, это почти тоже самое, что купить дом. Гомер сдаёт все 50 домов, но оказывается что их можно сдать ещё раз, затем ещё и ещё. И все клиенты каким-то образом туда помещаются.
Знакомые с творчеством Саймака быстро поймут в чём дело. Параллельные миры, игра со временем и пространством. Есть инопланетяне, которые считают долгом оказывать гуманитарную помощь разным планетам. Вот только инопланетянин, нанявший Гомера, оказался шутником, который дал землянам не то что надо, с точки зрения других инопланетян.
То что главный герой поплатится за жадность, это типичный ход Саймака. Тут я разве что не ожидал, что все клиенты Джексона окажутся в пролёте. Они получили идеальное место, решили свои проблемы с жильём. Но выходит что в итоге останутся ни с чем.
Мир, которого не может быть
Гэвин Дункак является фермером, поселившимся на другой планете. Там он растит урожай, ему помогают местные туземцы. Но однажды на его ферму пробирается животное, называемое Цитой, съев часть урожая. И главный герой идёт на неё охотиться. Такая вот завязка сюжета.
На самой планете все существа бесполые, что является некоторой загадкой. Разумеется разгадка будет в Ците. Окажется что Цита — что-то вроде матки-улья, которая в один период может вмещать в себя несколько видов животных. Потому и туземцы говорят, что на Циту нельзя охотиться. Ещё она в момент опасности обретает способность мыслить, когда опасность минует, то снова становится животным.
Концовка намекает на то, что главного героя ожидает нечто такое, что было в рассказе «Мир теней». Цита решила воссоздать таких как Дункан, полагая что тот будет рад. Ведь в итоге они нашли общий язык.
Коллекционер
Главный герой увлекается марками, которые теперь распространены во всей вселенной. И не только у землян, а у иных цивилизаций может быть свой подход. Например могут встретиться даже нелегальные марки, которые космические пираты делали из человеческой кожи.
Вот однажды к герою попадают странные жёлтые марки. На одну из них случайно попадает бульон, приготовленный соседкой. И марка становится разумной жидкой массой, которая наводит в квартире полный порядок. Ушлый родственник главного героя решает построить на этом бизнес. Но естественно будет подвох, существа из марок не только наводят порядок, но и делают людей честными.
В тоже время у главного героя много знакомство, в том числе и с инопланетянами. Которых он мог никогда не видеть и не представлять, как те выглядят. И вот один такой знакомец часто посылал листья, которые человек может есть как лакомство. И эти листья окажутся противоядием от честности.
Как всегда у автора все ружья выстреливают. Правда главный герой в итоге не оказывается наказан за жадность, что часто встречается у Саймака. Но может это к лучшему, не все концовки должны быть однообразны.
Воспителлы
Некоторые сюжетные идеи Саймака очень похожи на хоррор. Здешние инопланетные существа, названные Воспителлами, являются сиделками для детей. И оказывают на тех влияние, взрослеют раньше времени. Однажды главный герой, Джонсон Дин, посещает воспителл. И приходит к выводу, что те вампиры, питающиеся детской радостью. Но вряд ли кто-то ему поверит, решив что он просто спятивший старик. Ведь родители так горды достижениями и трудолюбием своих чад.
Саймак не мастер хоррора, да и схожие с жанром сюжеты могут оказаться не тем, чем кажутся. Воспителлы вовсе не забирают детство, а откладывают. Возможно на потом, на тот момент, когда человек начнёт его по настоящему ценить. Ведь ребёнок воспринимает его как должное.
Рассказ довольно лирический, можно сказать что брэдберийский. Но разумеется не в смысле хоррора, ведь некоторые произведения Брэдбери были вполне в этом духе. Тут именно романтизм, при чём довольно гуманный. Ну ещё есть упоминание о щётках, движущихся самих по себе, эдакое предвидение роботов-пылесосов.
Денежное дерево
В научной фантастике встречаются рассказы на тему того, что будет если первый контакт инопланетян будет не с лучшими представителями человечества. Из-за чего все люди могут многое потерять.
Однажды инопланетяне, зовущиеся ролами, совершили вынужденную посадку на Землю. И встретились с Меткалфом, бизнесменом и ганстером. И тот обманул их, использовал их способность выращивать любые растения для создания денежных деревьев. Сказав что людям надо больше денег. И такое дерево обнаруживает главный герой Чак Дойл. Разумеется он захотел сорвать часть себе.
Дойл вовсе не человек с благими намерениями. Его изначальные мотивы корыстны, даже при встрече с инопланетянином. Когда он поймал одного из рол, то подумывал его продать, даже поняв что тот разумен. Лишь под конец ему в голову приходит мысль, что инопланетяне могли вырастить различные лекарства или что-то ещё действительно полезное. Но сами ролы в итоге поняли, что их обманули и в итоге улетели. Не желая больше иметь дел с людьми.
Необъятный двор
Рассказ в духе саймаковского гуманизма, где ещё нет разочарования. Главным героем является Хайрам Тэн, живущий на отшибе в небольшом городке. Из тех, кого зовут мастером на все руки, потому к нему обращаются за починкой техники, для ремонта и прочего. Однажды в доме Хайрама начинает происходить странное, например чинятся вещи. И не просто чинятся, а улучшаются. Но это только начало, в итоге его дом становится своеобразными воротами в другой мир, на другую планету. И судя по всему, сделавшие это пришельцы сделали свой выбор не случайно. Ибо в итоге все детали сходятся, становится понятно что и почему. У Саймака ружья всегда выстреливают, так или иначе.
Новая планета пустынна, является своеобразной нейтральной зоной для разных инопланетных рас. Где они могут контактировать друг с другом, начинать разного рода сотрудничество. Это не оговаривается прямо, но следует из контекста.
Игра в цивилизацию
Рассказ показывает мир, где люди вступили в галактическое сообщество, в связи с чем ему приходится меняться, под что-то подстраиваться. Но на всякий случай люди на разных планетах создали различные проекты, моделирующие разные ситуации из прошлой истории. Главный герой участвовал в проекте политической борьбы, из-за чего теперь бежит. Ведь он зашёл слишком далеко, дискредитируя оппонента, так что тот в свою очередь намерен его убить.
Скрываться приходится на планете, где живёт его старый друг. А сын друга увлечён войной, правда сражаются не живые люди.
Главным посылом рассказа является то, что в человеке по прежнему живёт стремление убивать. Не смотря на то, что войны прекратились, да и вступление в галактическую коалицию требует. Рассказ остаётся саймаковским, но вот гуманизм тут поумерился.
Торговля в рассрочку
Сразу бросаются в глаза имена роботов, явно библейско-еврейские. Иисус Навин так вообще явная отсылка к ветхозаветному персонажу. И не удивлён, что один из таких вот роботов назван Иезекия, этим именем роботов Саймак в принципе горазд называть.
Суть рассказа в том, что на планете Гарсон-4 людьми обнаружено растение лудор, способным снимать стрессовое состояние без всякого вреда человеку. И людям оно необходимо, так что они заключили договор с аборигенами. И тут же про него забыли, решив выращивать лудор на других планетах. Но по законам жанра, на других планетах растение теряет свои свойства. Так что через длительное время земляне возвращаются на Гарсон-4, вот только аборигены теперь не хотят отдавать лудор.
Дело в итоге оказывается в том, что на хитреца нашёлся ещё больший хитрец, без всякого намёка на мораль. Конечно люди получили хороший урок, но аборигенов жалко. Конкуренты по сути выжали из них всё, пообещав бессмертие. Вот только очень вероятно, что это будет обман.
По итогу получается, что у человечества появился сильный торговый конкурент. Правда в случае лудора выход найдётся.
Без своей жизни
Идеи о невидимых существах, которые вредят или приносят пользу, жила ещё в различных фольклорах. Для Саймака характерно разные фольклорные идеи переносить на почву научной фантастики, в том или ином виде. Тут появляются граничники, обитающие как бы в двух мирах. И видеть их могут только дети одной инопланетной расы. Такой будет присутствовать, зовут его малыш.
Рассказ в принципе в духе детской литературы, главным героем является мальчик по имени Стив, дружащий с детьми инопланетянами. Это Чистюля, обладающий телекинезом, Мохнатик, разговаривающий с животными и упомянутый Малыш. Каждый сыграет свою роль в истории.
Рассказ по сути добрый, хотя есть и отрицательный персонаж в лице Энди Картера. Правда он просто очень неприятный человек. Ну ещё Чистюля проявит себя не лучшим образом. Но итог заключается в том, что с граничниками сумеют договориться. Потому как те очень обрадуются очкам-телевизорам. Интересно то, что у Саймака пародийная концовка таковой не воспринимается.
Когда в доме одиноко
Сентиментальный рассказ, который многих может тронуть за душу. Главный герой Моуз Эбрамс одинокий старик, живущий в глуши, подальше от других людей. Любит Саймак разного рода одиночек. И зачастую воспринимающих мир скорее сердцем, чем разумом.
Моуз находит в лесу раненое существо, которое по виду совершенно чуждое всему земному. И сильно воняющему. Но главного героя в итоге заботит то, что существу нужна помощь. Именно этим он руководствуется, тогда как другим оно было интересно как объект изучения или сенсация.
Наверное самое трудное решение для Мозе, это отдать свои серебряные монеты для починке корабля пришельца. При этом он не только отдаёт свои сбережения, но и снова остаётся один. Но в итоге получая подарок, который с виду кажется безделушкой. Но на самом деле помогает избавиться от чувства одиночества.
Оба не понимают, чем жертвует другой. Но главное что это символизирует. Странную дружбу двух существ, которые не могут друг друга понять.
Последний Джентльмен
Похоже карьера Холлиса Харрингтона подходит к концу, но в интервью от репортёра узнаёт, что о его прошлом нет информации. А то что писатель помнит, не совпадает с действительностью. Харрингтон пытается во всём разобраться, начинает замечать, что его жизнь не соответствует его восприятию. Дорогой ресторан оказывается обычной забегаловкой, шикарный апартаменты простой квартирой.
Творчество писателя повлияло на на политического деятеля, из-за чего он не уходит в отставку. И в этом был смысл иллюзии, в которой жил Харрингтон. Как окажется, что стоят за этим инопланетяне, решившие направлять человеческую расу. Писатель в итоге начинает им противостоять.
Что интересно, Саймак не отвечает на вопрос, который сам же задаёт в произведении. Мотивы инопланетян остаются неизвестны, действовали они во зло или на благо. И без них людям придётся жить самим, без верёвочек кукловодов.
Поведай мне свои печали
Довольно забавный рассказ, где хватает любопытных размышлений. Например про то, как людям необходимы те, кому можно поведать о своих проблемах. И лучше всего так, чтобы груз полностью спал с плеч.
На земле оказывается инопланетянин, называющий себя Вильбур, в сопровождении робота Лестера, который должен записывать людские исповеди. И суть в том, что для пришельца печали как алкоголь. Это напрашивается на сравнение с главным героем Сэмом, который не дурак выпить.
Будут тут идеи, которые часто встречаются у Саймака. О том, как культуры разных планет отличаются, что одни считают неприличным, у других за норму. И все идеи поданы легко, повествование увлекает.